Характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности

По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности -- это уровень мыслительной активности учащихся.Выделяют следующие методы:* объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); * репродуктивные; * проблемного изложения; * частично-поисковые (эвристические); * исследовательские.Сущностьобъяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.). Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. проблемного изложения. Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель -- учащиеся -- преподаватель -- учащиеся и т. д. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:* преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;* учащиеся самостоятельно ее разрешают;* преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: