Теория обучения и воспитания
Направление подготовки
психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
психология образования
Квалификация (студента) выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очная
Екатеринбург 2010
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория обучения и воспитания» являются содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра психологии образования по решению комплексных задач в области образования,
Задачи дисциплины - создать условия для:
· усвоения студентами понятийного аппарата педагогики;
· формирования представления о педагогическом процессе, его компонентах;
· развития умений педагогического проектирования;
· изучения современных инновационных подходов к организации процессов целенаправленного формирования личности;
· профессионального самообразования и личностного развития будущего педагога.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Теория обучения и воспитания» входит в базовую часть профессионального цикла.
|
|
Изучение дисциплины «Педагогика» базируется на дисциплинах «История педагогики и образования», «Социальная педагогика», «Психолого-педагогические основы учебной деятельности», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса». Освоение содержания дисциплины «Теория обучения и воспитания» позволит студентам успешно изучать дисциплины «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Психолого-педагогический практикум», а также является важной составляющей для успешного прохождения практики и государственной итоговой аттестации.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения:
1) Знать основные категории, понятия педагогики; сущность, содержание и структуру образовательного процесса; особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; теории и технологии обучения и воспитания, сопровождение субъектов педагогического процесса; способы педагогического изучения обучающихся; способы взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса; способы профессионального самопознания и саморазвития.
2) Уметь различать иучитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; анализировать и обосновывать выбор образовательных концепций; использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; учитывать в педагогическом взаимодействии особенности учащихся; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.
|
|
3) Владеть критериями выбора методов, средств, форм обучения и воспитания; способами организации проведения учебных занятий; умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; технологией проектирования.
Дисциплина «Теория обучения и воспитания» направлена на формирование следующих компетенций:
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК- 9).
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость составляет 3 зачетные единицы, 108 часов: лекции – 28 ч, семинары – 28 ч, самостоятельная работа – 52 ч.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практики | Всего ауд. | Сам. раб. | |||||
Целостный учебно-воспитательный процесс | - | Терминологический диктант | ||||||
Анализ современных концепций обучения и воспитания | Сравнительный анализ идей. Выступление на семинаре | |||||||
Современные модели организации образования | 3,4 | Выступление на семинаре | ||||||
Воспитательные системы. Национальное своеобразие воспитания | 4-6 | Презентация. Сравнительный анализ. Составление аннотированного списка источников | ||||||
Закономерности и принципы обучения и воспитания | 7,8 | Разработка кластера Тест 1 | ||||||
Целеполагание в педагогике | 8,9 | Постановка целей урока | ||||||
Методы обучения и воспитания | 10-12 | Решение профессиональных задач. Защита практического задания. | ||||||
Организационные формы обучения, воспитания | 12-13 | Защита практического задания. Ролевая игра | ||||||
Педагогические средства | Практическое задание | |||||||
Функции и основные направления деятельности классного руководителя | Практическое задание. Тест 2 | |||||||
Инновационные процессы в образовании | Реферативный обзор. Выступление на семинаре | |||||||
Основы педагогического проектирования | Разработка фрагмента проекта | |||||||
Педагогические технологии | Разработка фрагмента технологии (по выбору студента) | |||||||
Итого | экзамен |