Роспись тканей


Художественная роспись тканей — сравнительно новый вид декоративно-прикладного искусства. Его зарождение в нашей стране относится к 30-м годам XX в. Роспись тканей не имела своих исторически сложившихся художественных традиций, но мастера и художники, работающие в этой области, смело экспериментируя, творчески развивают традиции русского народного текстиля (в частности, набойки), создают оригинальные, интересные в художественном отношении изделия.
Головные и шейные платки, шарфы, косынки из тканей, выработанных из натуральных, искусственных и синтетических волокон и оформленных художественной росписью, используются в качестве.пополнений к современному женскому и мужскому костюму.
Художественная роспись тканей объединяет несколько способов нанесения рисунка на ткань при помощи специально изготовленных красок из анилиновых красителей.
Ручная набойка — способ оформления тканей, при котором для нанесения рисунка на ткань используются деревянные доски-«манеры» с вырезанными на них рисунками. Иногда резной рисунок дополняется металлическими насечками для получения более тонких линий и точек. Количество манер соответствует количеств у красок в рисунке. Рисунок наносится на ткань путем накладывания на нее смоченной в краске манеры. Для более четкого пропечатывания рисунка манера простукивается деревянным молотком (отсюда термин «набойка»).

Ручная роспись ткани — так называемый холодный батик, горячий батик и различные способы свободной росписи. При этих видах росписи применяется несложное оборудование, состоящее из рам-пялец, на которые натягивается ткань, и стола для установки рам. Холодный и горячий батик — способы росписи, которые основаны на принципе резервирования участков ткани и последовательного ее окрашивания. При оформлении изделий и технике холодного батика применяется резервирующий состав, в основе которого имеется резиновый клей. Резервирующий состав наносится на ткань при помощи стеклянной трубочки замкнутым контуром по шаблону, снятому с заранее подготовленного на бумаге рисунка. Участки ткани в пределах этого контура, так же как и участки фона, в соответствии с проектом заливаются краской. Вспомогательные функции резервирующего состава — удержание батика и свободной росписи. В этом случае живописное исполнение рисунка дополняется графическими разработками.
Фотопечать — способ оформления тканей, наиболее близкий к старинной набойке. Нанесение рисунка на ткань производится мри помощи специальных матриц — деревянных или металлических рам с туго натянутым на них шелковым или капроновым ситом. На сито фотоспособом нанесен рисунок: те места сита, которые соответствуют рисунку, прозрачны, остальное поле покрыто защитным водонепроницаемым лаком. Ткань, предназначенная для оформления этим способом, растягивается на длинном столе. На ткань последовательно накладываются матрицы, в которые залита краска определенного цвета. Краска готовится тем же способом, что и для других видов оформления тканей, но при фотопечати и нее добавляется загуститель (сальвитоза, трагант, КМЦ и др.). С помощью ракли (деревянной рейки с заоваленными краями, а иногда и двух реек с зажатой между ними упругой полосой ренты) краску возвратно-поступательным движением протирают вдоль матрицы сквозь прозрачные места сита на ткань.
Фотопечать в свою очередь имеет несколько способов нанесения рисунка на ткань: прямая печать — по неокрашенной ткани; вытравка — печать по окрашенной ткани с помощью вытравляющего вещества — ронгалита, которое разрушает краску (по рисунку) на ткани (в этом случае по цветному фону получается белый рисунок); вытравная печать — печать по окрашенной ткани краской, смешанной с ронгалитом, благодаря чему разрушается краска, в которую окрашена ткань, и одновременно к эти участки вводится новый цвет — в результате на цветном фоне получается многоцветный рисунок. Кроме того, в НИИХП разработана для фабрик новая технология фотопечати с применением вытравного состава, состоящего из выравнивателя ОС-20 и сальвитозы, который также через матрицу по рисунку наносится на ткань, после чего производится обычная прямая печать. В местах нанесения вытравного состава цвет краски ослабляется до полутона. При этом способе, применяя 4—5 матриц, можно получить (1-8 - цветный рисунок. Благодаря тому, что фотопечать располагает многими техническими возможностями как в отношении изготовления матриц, так и относительно методов нанесения краски на ткань, изделия, оформленные этим способом, очень разнообразны по характеру рисунка и колориту.
Аэрография — способ оформления тканей, осуществляемый при помощи пульверизаторов и других распылителей. Распыленная краска, осаждаясь на ткани, дает достаточно ровную «точечную» окраску. Накладывая на ткань различные трафареты, сетки и т. д., варьируя их сочетания, художники добиваются эффектных решений и сложных цветовых сочетаний. Отличительной особенностью этого способа оформления тканей является мягкость перехода одного цвета в другой, которая обусловливается сочетанием чистых красок с их производными, получаемыми в результате наложения цвета на цвет.

Русская народная вышивка — один из древнейших видов русского народного творчества. Вышивку применяли для украшения повседневного и праздничного костюмов, предметов убранства крестьянской избы: столешники (скатерти), подзоры, полотенца. В праздничные дни все стены избы украшали вышитыми полотенцами. Кроме того, полотенце с вышивкой — это традиционный русский подарок. На свадьбе, крестинах и других семейных праздниках было принято одаривать ими почетных гостей.
Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
В основном вышивку выполняли на белом льняном домотканом холсте, встречается она и на шерстяных тканях, кумаче, шелке или бархате. Шелковые и бархатные ткани применяли чаще всего для изготовления женских и девичьих головных уборов, которые украшали золотой вышивкой с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга.
В русской народной вышивке, отличающейся большим разнообразием как технических приемов исполнения узора, так и орнаментальных мотивов, можно выделить две большие группы.
К первой группе относятся вышивки, швы которых выполняются по счету нитей и поэтому тесно связаны со структурой ткани. Ко второй группе относятся вышивки, швы которых не зависят от структуры ткани и свободно располагаются на гладком фоне.
Вышивки первой группы делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурного (сквозного) шва носят общее название «строчка». Простейшей формой строчки являются мережки. На народных изделиях Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Рязанской, Тверской и /других губерний встречаются узкие и широкие мережки с различным закреплением нитей и заполнением пространства между ними. Для мережек из ткани выдергивается три - пять и более нитей по основе или утку. Затем полученные свободные нити собираются в пучки, которые располагаются параллельно или по диагонали. Такие мережки называются столбиком и расколом. Часто мережка-столбик заполняется разделками в виде «пучков», «копеечек», «воздушных петель», плотных настилов и других швов. Иногда по столбикам широкой мережки прокладываются в нужном направлении нити — сновки, на которых затем переплетением рабочей нитки образуется сложный узор из кругов, звездочек, цветочных розеток. Сновочные мережки обычно применяются в крестецкой вышивке, но встречаются они и в изделиях других районов вышивального искусства.
В мережках преимущественно применяются белые разделки, однако в рязанской, орловской и тверской вышивках встречаются и цветные. Кроме мережек, в народной вышивке большое распространение получила белая строчка. Она выполняется по сетке, которая получается па ткани путем выдергивания трех-четырех нитей основы и утка. Затем горизонтальные и вертикальные столбики сетки по диагонали поочередно обвивают белыми нитками. Перевитую сетку заполняют разнообразными узорами. Народные мастерицы разработали множество приемов заполнения сетки. Наиболее распространенными являются «плотный настил», «штопка», «рогожка» и т. д. В нижегородской, костромской, ярославской и вологодской вышивках, кроме общераспространенных приемов заполнения сетки, часто встречаются «воздушная петля», «паучки», и другие швы, образующие узор в виде плотных кружочков или легкий узор, напоминающий красивую узорную решетку. В Калининской области мастерицы любили применять стлань, которую выполняли приемом штопки, но по неперевитой сетке. В Рязанской области в стлань вводили цветные нитки, которые позволяли создавать богатые и тонкие сочетания различных оттенков цвета. В результате применения узорных разделок на сетке получался красивый фактурный узор на ажурном фоне.
Разновидностью белой строчки являются вырезы. Вырезы выполняются по крупной сетке с ячейкой до 0,5 см. Нити столбиков сетки при этом переплетаются плотным настилом. В прошлом во Владимирской и Рязанской губерниях в этой технике делали интересные образцы сюжетных вышивок. Но в основном вырезы применялись для создания геометрических узоров. В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.
В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые, лиловые или розовые цвета. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен зелеными, золотистыми, голубыми или оранжевыми тонами.
Разновидностью народной ажурной вышивки является сновочная строчка, которой владели только мастерицы Новгородской губернии. До сих пор на фабрике в Крестцах Новгородском области сновочную строчку применяют для оформления изделий. Сковочная строчка представляет собой вышивки по крупной сетке с мотивами, которые выполняются по сновкам. Сновками называются нити, которые прокладываются поверх сетки или в тех местах, где соответственно узору удаляется ткань в виде квадрата или прямоугольника. Сновки закрепляются по краям строчевых мотивов в нужном направлении по горизонтали, вертикали или диагонали. По сновкам переплетением рабочей нити образуется ажурный узор геометрического характера.
Ко второй группе относятся вышивки: «тамбур», «гладь по рисовке» (свободная гладь), «владимирская гладь» и швы, использующиеся в золотом шитье.
На владимирской глади длинные стежки идут только по лицевой стороне ткани, плотно заполняя мотивы узора яркими цветными нитями; с изнанки же мелкие стежки образуют лишь линии контура. Такой шов используется в основном для выполнения растительного орнамента и часто сочетается со стебельчатым швом и тамбуром. Исполняется шитье следующим образом: стежки кладутся косо, в двух от середины листа. В цветах стежки идут от центра к краям веерообразно. Сердцевины цветов вышивают «набором» или наполняют сеткой. Узоры владимирской глади вышивают толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. В настоящее время, кроме красных, применяют для основного рисунка желтые или оранжевые нитки. Вышитые рисунки часто окаймляют так называемой «кисточкой», где пучки из 4—5 стежков объединяются в центре зигзагообразной линией. Наряду с техникой владимирской глади владеют искусством вышивки «белой гладью». Белую гладь выполняют на тонких тканях по рисовке. Сначала контур переведенного на ткань рисунка прометывают частыми стежками, затем на узор настилаются нитки крупными стежками, потом этот настил закрываю плотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый узор, разнородный по фактуре. Узоры для белой глади составляются преимущественно из растительных мотивов. Однако в настоящее время белая гладь с успехом используется для сложных сюжетных вышивок.
По второй половине XIX в. в народной вышивке получил большое распространение «тамбур». Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным гладкокрашеным тканям, особенно кумачу. Тамбурный шов имеет вид цепочки, звенья которой заходят одно и другое. Выполняли тамбурные вышивки иглой или крючком, такая вышивка часто встречается в Костромской, Ярославской и Тверской губерниях.
Кроме искусства вышивания цветными нитками, было распространено и шитье золотом и серебром. Золотое шитье применяли для украшения головных уборов и праздничных нарядов. Приемы закрепления золотых нитей на ткани отличаются большим разнообразием. На тонких тканях золотую нить пропускали сквозь ткань, т. е. шили на «проем». На плотных и тяжелых тканях золотые нити накладывали поверх ткани и укрепляли тонкой шелковой ниточкой, которую почти не видно. Узоры прикрепов имеют поэтические названия: «рядки», «городок», «денежки», «ягодка простая», «ягодка двойная» и т. д. Кроме того, существует рельефное шитье золотыми нитями, которое выполняется по карте, по настилу или по веревочке. При этом узор предварительно выкладывают кусочками картона, вырезанными по его форме, или застилают мягкими толстыми нитками, после чего по готовому настилу золотая пить плотно укладывается параллельными стежками и прикрепляется к ткани тонким цветным шелком. Часто весь контур шитья окаймляют небольшим золотым или серебряным шнурком, который придает всему узору большую выразительность и рельефность. Для золотого шитья использовали в основном дорогие покупные шелковые и бархатные ткани, изредка холст. Для украшения народных головных уборов применяли фольгу, перламутр, жемчуг, цветные стекла, которые органично сочетались с шитьем золотыми и серебряными нитями.
Все основные швы, которые в прошлом народные мастерицы применяли для украшения своих изделий, широко используют на современных строчевышивальных фабриках. Кроме того, мастерицы предприятий не только в совершенстве владеют традиционными приемами, но и создают новые, более декоративные швы, которые позволяют применять различные цветные нитки в одном узоре. Вышивку выполняют на современных тканях с крупной структурой типа лавсана, редины, льняного полотна и т. д. Наибольшей красочностью отличаются декоративные мережки, узоры которых заполняют настилом или прикрепом из цветных ниток. При этом закрепляют столбики мережки с помощью различных швов: «крест», «восьмерка», «косичка» и т.д. - белыми и цветными нитками. Эти швы образуют по краям мережки рельефные узоры, которые служат переходом от глади фона к ажуру основной вышивки.
Шов косичка представляет собой два ряда косо лежащих параллельных стежков. Оба ряда выполняются одновременно и переплетаются друг с другом, причем стежки одного ряда длиннее, чем стежки другого. Швом косичка можно одновременно стягивать столбики двух рядом лежащих мережек.
Шов восьмерка представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне и два параллельных ряда на изнанке. Этот шов применяется для стягивания столбиков, чаще всего двух рядом лежащих мережек. Продержка, отделанная швом восьмерка, широко применяется для оформления современных изделий из редины. При выполнении шва восьмерка под продержкой получается рельефный узор в виде узкой цветной полосы с ребристым краем.
Кроме ручной вышивки, в настоящее время на фабриках распространена машинная вышивка. На строчевышивальных фабриках художественных промыслов вышивальные машины появились во второй половине 30-х годов. Художники предприятий и НИИХП создали немало интересных рисунков для машинной вышивки. В 50-е годы на предприятиях и начались поиски путей выполнения традиционных узоров на машинах различных систем.
В настоящее время наибольшее распространение имеют следующие вышивальные машины: тамбурные машины отечественного производства; ажурно-мережечные машины с ширителем и без ширптеля отечественного и зарубежного производства, на которых выполняется разделение мережки на столбики; швейные машины отечественного производства, на которых производится обвив сетки, заделка края строчевых мотивов, узорные разделки по сетке, гладь по рисовке и стяги, а также полуавтоматы с четырьмя головками, позволяющие легко выполнять вышивку типа счетной, креста, свободной глади по рисовке, косой стежки, настила.
Машинная вышивка с каждым годом совершенствуется. При использовании современной компьютерной техники и станков с ЧПУ, машинным способом можно вышивать практически любой узор. Но в том и прелесть ручной вышивки, что ни какая машина не сможет сделать лучше, чем человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: