Подготовка к контрольной работе

Основная задача контрольной работы – помочь студентам в организации самостоятельного изучения курса "Филологический анализ текста". С этой целью предлагается выполнить комплексный филологический анализ стихотворения, что позволит приобрести умения и навыки лингвистического исследования художественных текстов и овладеть теоретическими основами лингво-смыслового разбора произведений русской словесности.
Назначение письменной работы - проконтролировать формирование у студентов умений и навыков осуществлять филологический анализ художественных произведений, выявляя их идейно-содержательную суть и словесно-эстетические достоинства.
Основное содержание контрольной работы - анализ употребления объединенных в тексте языковых элементов лексико-семантического, фонетического, грамматического, метрического уровней и показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание художественного произведения.

Все языковые явления должны получить в процессе лингвистического анализа
поэтического текста не структурную, а функциональную и лингво-эстетическую интерпретацию. Перед выполнением многоуровневого анализа стихотворения студенты указывают на специфику лирического сюжета и определяют тип композиции поэтического произведения. В результате комплексный лингвистический анализ позволит не только сформулировать тему текста, но и уточнить предварительную гипотезу о смысле стихотворения и отметить, какими именно языковыми средствами достигается логическая стройность, цельность и гармония лирического шедевра.
В заключительной части самостоятельного научного анализа литературного текста студент отмечает, какими принципами, методами и приемами лингвистического исследования руководствовался при этом, и вносит конкретные предложения по целесообразности изучения данного произведения русской художественной словесности в школе на конкретных уроках русского языка, русской литературы и на уроках русской словесности синтезирующего характера.

Перед выполнением контрольной работы студентам необходимо изучить специфику языка художественных произведений, экспрессивно-эстетические ресурсы различных уровней языка, особенности языковой организации стихотворных текстов, методику филологического анализа художественного текста, принципы, методы и приемы лингвистического анализа художественного текста. Таким образом, студенты познакомятся с основными теоретическими положениями учебной дисциплины, с методикой разбора художественных текстов, с образцами филологического анализа поэтических произведений. Система заданий, предлагаемая в контрольной работе, позволит приобрести практический опыт исследования языковой организации стихотворных текстов.
В процессе выполнения контрольной работы студентам необходимо опираться на уже имеющиеся у них знания, то есть использовать межпредметные связи курса "Филологический анализ текста" со смежными лингвистическими и литературоведческими дисциплинами.

Контрольная работа по курсу "Филологический анализ текста" составлена по вариантам.

Тема: "Анализ поэтического текста"

ВАРИАНТ 1

А. С. Пушкин

К***


Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои,
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье,
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.


И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.


Внимательно прочитайте стихотворение А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье…" и выполните следующие задания:

  1. Сформулируйте тему текста.
  2. Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.
  3. Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.
  4. Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического шедевра.
  5. Напишите, какие принципы пушкинской поэтики заложены в исследуемом стихотворном произведении.
  6. Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.
  7. Стихотворение "Я помню чудное мгновенье…" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение пушкинского шедевра. Ответ обоснуйте.


ВАРИАНТ 2

М. Ю. Лермонтов

Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез,
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.


Внимательно прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова "Родина" и выполните следующие задания:

  1. Сформулируйте тему текста.
  2. Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.
  3. Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.
  4. Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического шедевра.
  5. Напишите, какие принципы лермонтовской поэтики заложены в стихотворении "Родина".
  6. Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.
  7. Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Родина" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение данного поэтического произведения. Ответ обоснуйте.


ВАРИАНТ 3

Ф. И. Тютчев

SILENTIUM
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,–
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,–
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,–
Внимай их пенью – и молчи!..

Внимательно прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчев "SILENTIUM" и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте тему текста.

2. Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.

3. Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.

4. Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического шедевра.

5. Напишите, какие принципы тютчевской поэтики заложены в стихотворении "SILENTIUM".

6. Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

7. Стихотворение "SILENTIUM" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение тютчевского шедевра. Ответ обоснуйте.

ВАРИАНТ 4

К. Д. Бальмонт

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, лаская ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая,–
Я вею, млею, воздушный, сонный.
В любви неверный, расту циклоном,
Взметаю тучи, взрываю море,
Промчусь в равнинах протяжным стоном,
И гром проснется в немом просторе.
Но снова легкий, всегда счастливый,
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям, дышу над нивой
И, вечно вольный, забвеньем вею.


Внимательно прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта "Я вольный ветер, я вечно вею…" и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте тему текста.

2. Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.

3. Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.

4. Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического шедевра.

5. Напишите, какие принципы поэтики К. Д. Бальмонта заложены в стихотворении " Я вольный ветер, я вечно вею…".

6. Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

7. Стихотворение "Я вольный ветер, я вечно вею…" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение данного поэтического произведения. Ответ обоснуйте.

ВАРИАНТ 5

В. Я. Брюсов

Первый снег

Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

Внимательно прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова "Первый снег" и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте тему текста.

2. Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.

3. Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.

4.Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического шедевра.

5.Напишите, какие принципы поэтики В. Я. Брюсова заложены в стихотворении "Первый снег".

6.Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

7.Стихотворение "Первый снег" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение данного поэтического произведения. Ответ обоснуйте.

ВАРИАНТ 6

И. А. Бунин

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный речь.


Внимательно прочитайте стихотворение И. А. Бунина "Слово" и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте тему текста.

2. Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.

3. Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.

4. Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического шедевра.

5. Напишите, какие принципы бунинской поэтики заложены в стихотворении "Я пришел к тебе с приветом…".

6. Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

7. Стихотворение "Слово" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение данного поэтического произведения. Ответ обоснуйте.


ВАРИАНТ 7

Б. Л. Пастернак

Единственные дни

На протяженьи многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.


И целая их череда
Составилась мало-помалу –
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет,
И солнце греется на льдине.
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.


Внимательно прочитайте стихотворение Б. Л. Пастернака "Единственные дни" и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте тему текста.

2.Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.

3.Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.

4.Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического шедевра.

5.Напишите, какие принципы поэтики Б. Л. Пастернака заложены в стихотворении "Единственные дни".

6. Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

7. Стихотворение "Единственные дни" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение данного поэтического произведения. Ответ обоснуйте.

ВАРИАНТ 8

К. М. Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:– Повезло.–
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,–
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Внимательно прочитайте стихотворение К. М. Симонова "Жди меня, и я вернусь…" и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте тему текста.

2.Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.

3.Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.

4.Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического шедевра.

5.Напишите, какие принципы поэтики К. М. Симонова заложены в стихотворении "Жди меня, и я вернусь…".

6.Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

7.Стихотворение "Жди меня, и я вернусь…" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение данного поэтического произведения. Ответ обоснуйте.


ВАРИАНТ 9

Е. А. Евтушенко

Достойно, главное, достойно
любые встретить времена,
когда эпоха то застойна,
то взбаламучена до дна.
Достойно, главное, достойно,
чтоб раздаватели щедрот
не довели тебя до стойла
и не заткнули сеном рот.
Страх перед временем – паденье.
На трусость душу не потрать,
но приготовь себя к потере
всего, что страшно потерять.
И если все переломалось,
как невозможно предрешить,
скажи себе такую малость:
"И это надо пережить…"

Внимательно прочитайте стихотворение Е. А. Евтушенко "Достойно, главное, достойно…" и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте тему текста. Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.

2.Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.

3.Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического текста.

4. Напишите, какие принципы поэтики Е. А. Евтушенко заложены в стихотворении "Достойно, главное, достойно…".

5. Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

6. Стихотворение "Достойно, главное, достойно…" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение данного поэтического произведения. Ответ обоснуйте.

ВАРИАНТ 10

Н. М. Рубцов

Душа хранит

Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.
О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, Божий храм.
О, Русь – великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты,
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен…

Внимательно прочитайте стихотворение Н. М. Рубцова "Душа хранит" и выполните следующие задания:

1. Сформулируйте тему текста. Поясните специфику лирического сюжета и определите тип композиции поэтического произведения.

2.Выполните многоуровневый языковой анализ стихотворения, учиты­вая экспрессивно-эстетическую нагруженность разных уров­ней языка художественных произведений.

3.Уточните предварительную гипотезу о смысле стихотворения и от­метьте, какими именно языковыми средствами достигается логиче­ская стройность, цельность и гармония лирического текста.

4.Напишите, какие принципы поэтики Н. М. Рубцова заложены в стихотворении "Душа хранит".

5.Перечислите принципы, методы и приемы, использованные вами в процессе лингвистического анализа поэтического текста.

6.Стихотворение "Душа хранит" традиционно находит место в школьном обучении. Подумайте, на каких уроках русской литературы, русской словесности и русского языка целесообразно предложить изучение данного поэтического произведения. Ответ обоснуйте.


Схемы анализа

1. Разберитесь в филологическом анализе рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание», выполненном Л.Ю. Максимовым (Русский язык в школе. – 1993. - № 6), и самостоятельно проанализируйте рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар».
Сопоставьте черновой вариант и окончательную редакцию стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Чем обусловлены изменения, внесенные автором в окончательный текст.

2. Проанализируйте фонетический строй поэтического текста (по выбору студента), пользуясь следующей схемой:

− соотношение гласных и согласных, особенности сочетаемости и повторяемости звуков: аллитерации, ассонансы, звукопись;

− особенности акустического построения слогов: чередование ударных и безударных слогов; размер стихотворения, его ритм;

− построение рифмы: полные (точные), частичные (неточные) созвучия в зависимости от количества совпадающих звуков; акустический состав рифмы; место рифмуемых слов в составе поэтической строки;

− характер фонетических слов в зависимости от их длины и акустических свойств;

− характер фонетических фраз в зависимости от типа ударения, интенсивности и длины; соотношение различных типов фонетических фраз в тексте;

− вывод о функциональной нагрузке фонетической стороны текста в организации его идейно-тематического уровня.

3. Проанализируйте морфологические особенности текста (по выбору студента) по следующей схеме:

− соотношение частей речи и его функциональная значимость;

−анализ ведущих частей речи в их категориальном наполнении (для существительного – функция категорий одушевленности-неодушевленности, конкретности-абстрактности, собственности-нарицательности; для прилагательного – функция категорий качественности-относительности, степеней сравнения);

− функция глагольного наклонения, вида и времени;

−соотношение личных местоимений и их функция в тексте;

− функция служебных частей речи;

−вывод о функциональной нагрузке морфологических единиц текста в организации идейно-тематического уровня.

4. Проанализируйте синтаксические особенности текста (по выбору студента) по следующей схеме:

−тип предложений по характеру грамматической основы; их семантико-стилистическая функция в тексте;

−тип предложений с точки зрения цели высказывания; их функция в тексте;

−характер второстепенных членов предложения и придаточных предложений с функционально-стилистической точки зрения;

−анализ вводных членов предложения и вводных предложений с семантико-стилистической точки зрения;

−семантическая, эстетическая, стилистическая функции однородности;

−семантическая, эмоционально-экспрессивная функции синтаксического параллелизма;

−вывод о связи синтаксических языковых средств текста с идейно-тематической основой произведения.

5. Выполнить комплексный анализ прозаического текста (по указанию преподавателя) по следующему плану:

−предварительная гипотеза идеи и темы текста;

−выделение единицы анализа текста;

−описание смысла составных частей выделенной единицы в целом;

−выдвижение ведущих микротем;

−анализ главных смысловых оппозиций текста; определение способа разрешения оппозиций и способа организации динамики смысловой системы;

−выделение главных смысловых полей на фоне смысловых перекличек;

−определение основ образности текста; функциональный анализ образных средств;

−подтверждение, дополнение или опровержение первоначальной гипотезы идеи и темы текста;

−основные языковые особенности текста.


ТЕСТЫ

Назначение курса «Филологический анализ» – познакомить студентов с важнейшими аспектами теории и практики анализа текста и научить их осуществлять филологический анализ произведений, выявляя их идейно-содержательную суть и словесно-эстетические достоинства. Цель теста – определить уровень лингвостилистической подготовленности студентов. Тестовые задания содержательно охватывают следующие теоретические вопросы:

1. "Понятие о тексте и художественном тексте". Задания 1 – 4 (4 задания).

2. "Экспрессивно-эстетические ресурсы разных уровней языка". Задания 5 – 10 (6 заданий).

3. "Теоретические основы лингвистического анализа стихотворных, прозаических и драматургических текстов". Задания 11 – 18 (8 заданий).

Каждое тестовое задание содержит "вопрос" и от 3 до 5 пронумерованных "ответов", среди которых надо отобрать правильные. В бланке ответов под номером задания может быть отмечено один или более номеров правильных ответов.

Основные пособия, которыми можно пользоваться при подготовке к тестированию:

1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Высшая школа, 1971.

2. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений. О языке художественной литературы. / Сост. Т.Г. Винокур. – М.: Высшая школа, 1991.

3. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.: Просвещение, 1980. – С. 16-30; 43-56.

4. Ларин Б.А. К теории художественной речи. О разновидностях художественной речи. (Семантические этюды). – Эстетика слова и язык писателя. Избранные статьи. – Л.: Худож. лит., 1974.

5. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.: Русский язык, 1988.

6. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л.: Просвещение, 1990.

7. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. – СПб.: Специальная литература, 1999.


ТЕСТ
Прочитайте внимательно задания теста.
В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.
Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов
под номером выполненного Вами задания.


1.Понятие о тексте и художественном тексте

А1. Выберите правильные определения текста.

  1. Текст – единица языкового строя
  2. Текст – результат употребления языка
  3. Текст – синтаксическая единица, более протяженная, чем предложение
  4. Текст – высшая коммуникативная единица
  5. Текст – явление, важнейшей категорией которого является содержание, выраженное в словесной форме

А2. Отметьте понимание текста как предмета курса "Филологический анализ текста".

  1. Тексты изучаются как языковой материал, позволяющий составить модель языковой системы
  2. Тексты изучаются как особым образом организованные языковые индивидуально-динамические системы, языковые единицы которых выполняют коммуникативно-эстетическую функцию
  3. Тексты изучаются с точки зрения отражения в них закономерностей в развитии литературного языка конкретной эпохи

А3. Отметьте специфические признаки художественных текстов, которыми они обладают в отличие от текстов других стилей.

  1. Коммуникативная целенаправленность
  2. Структурно-смысловое единство
  3. упорядоченная последовательность единиц, его составляющих
  4. Эстетическое воздействие
  5. Высшая степень свободы языкового употребления

А4. Укажите, кто из отечественных исследователей выводит язык художественной литературы за пределы функциональных разновидностей русского литературного языка.

  1. А. И. Гвоздев
  2. Р. А. Будагов
  3. Д. Н. Шмелев
  4. Л. Ю. Максимов
  5. М. Н. Кожина

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: