1. Культурологический аспект анализа текста в трудах Ю.М.Лотмана.
2. В.П.Белянин о значимости для анализа и типологизации художественных текстов его экстралингвистических параметров.
3. Понятие «фон восприятия» в работах В.А.Масловой.
4. Рассмотрение художественного текста как сложной системы (по Ю.В.Казарину). Соотношение трех типов систем – языка, культуры и текста.
5. Д.С.Лихачев о соотношении литературы и реальной действительности.
6. Выявление экстралингвистических параметров в следующих текстах: «Марбург» Б.Пастернака, «Я пригвожден к трактирной стойке…» А.Блока, «Креповые финские носки» С.Довлатова.
Тема № 3 Жанрово-стилевая организация текста
1.Стиль и жанр как основные параметры художественного текста. М.М.Бахтин о проблеме речевых жанров.
2.Проблема соотносительности речевого жанра и речевого акта (по М.Н.Кожиной).
3.Определение жанрово-стилевых особенностей, а также индивидуально авторских особенностей идиостиля А. Платонова (на материале фрагментов «Цветок на земле», «Ученик лицея», «Умная внучка»).
|
|
Тема № 4 Концептуальное пространство текста
1. Сопоставление точек зрения Д.С.Лихачева и С.А. Аскольдова на природу концепта.
2. Смысл названия и связь его с концепцией поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
3. Значение метафор, заключенных в названиях художественных произведений («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Собачье сердце», «Хамелеон», «Плаха», «Красное колесо» и др.).
4. Роль эпиграфа в формировании концептуального пространства текста (С.Довлатов «Чемодан», В.Брюсов «Кинжал», А.Блок «Скифы»).
5. Концептосфера поэмы А.Блока «Двенадцать» (анализ текста)
Тема № 5 Денотативно-событийное пространство текста
1.Сущность денотативного пространства текста и его составляющие.
2.Сравнение изображения одной затекстовой ситуации (грозы) в разных стихотворениях Н.А.Заболоцкого.
3. Выявление денотативной и пропозициональной структуры.
4. Определение типа логико-смысловых отношений, связывающих текстовые пропозиции.