Основная часть 85 мин. 1-й Вопрос: Общие основания взаимодействие правоохранительных органов государств-участников СНГ при осуществлении уголовного преследования

1-й Вопрос: Общие основания взаимодействие правоохранительных органов государств-участников СНГ при осуществлении уголовного преследования.

Уголовное преследование является одной из важнейших процессуальных функций, которая на досудебной стадии уголовного судопроизводства включает в себя:

- выдвижение обвинения или подозрения;

- его обоснование доказательствами;

- предъявление и изменение обвинения;

- завершение уголовного дела составлением обвинительного заключения;

- утверждение его прокурором;

- направление уголовного дела в суд.

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке. В России уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

В соответствии с действующим уголовно- процессуальным законодательством (ст. 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) существуют две ситуации, когда иностранным гражданином совершается преступление на территории Российской Федерации, и, впоследствии он оказывается за пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Нормы данной статьи распространяются на иностранных граждан, совершивших преступление в России и покинувших ее территорию, в отношении которых в России и по российскому закону возбуждено уголовное дело. В этом случае российские правоохранительные органы приостанавливают производство по уголовному делу и направляют материалы уголовного дела в Генеральную прокуратуру Российской Федерации России, которая принимает окончательное решение.

Право передачи и обязательство принятия должны быть оговорены в международном договоре или в письменном соглашении по принципу взаимности. В соглашении должны быть оговорены условия и сроки возвращения в Россию материалов уголовного дела после завершения расследования. По возвращении материалов уголовного дела предварительное следствие может быть возобновлено в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

К уголовному делу, направляемому данному иностранному государству для осуществления уголовного преследования, обязательно включаются тексты соответствующих законов России и копии собранных по делу доказательств.

В Российской Федерации исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела осуществляется следующим образом:

1. Согласно статье 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации;

2. Предварительное расследование в таких случаях производятся в порядке, установленном российским уголовно-процессуальном законом;

3. Главным правовым основанием направления запроса иностранного государства (запрашивающей стороны) к Российской Федерации (запрашиваемой стороне) являются наличие следующих условий:

- совершившее преступление лицо должно иметь российское гражданство;

- преступное деяние должно быть им совершено на территории иностранного государства;

- лицо, совершившее преступление, должно возвратиться на территорию Российской Федерации.

Только при наличии этих условий российская сторона будет рассматривать вопрос об осуществлении уголовного преследования.

Основанием запроса является невозможность проведения расследования в полном объеме на территории иностранного государства в связи с отсутствием лица, в отношении которого возбуждено или должно быть возбуждено уголовное преследование на территории данного иностранного государства. Эта невозможность должна быть в запросе объяснена и подтверждена соответствующими доказательствами.

Запрос должен быть направлен компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая решает, принять или не принять его к исполнению. Статья 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает два случая осуществления уголовного преследования:

1. по уже возбужденному на территории иностранного государства его компетентными органами уголовному делу;

2. с возбуждением уголовного преследования на территории Российской Федерации ее компетентными органами.

Особенность. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законом (часть 2 статьи 459 Уголовно-процессуального кодекса).

граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве21. Особый режим предусмотрен для военнослужащих российских воинских частей, расположенных вне территории. России. Они несут уголовную ответственность по нормам Уголовного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России (часть 3 статьи 12 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

2-й Вопрос: Деятельность правоохранительных органов государств-участников СНГ при производстве отдельных следственных действий.

Деятельность правоохранительных органов государств-участников СНГ при производстве следственных действий производимых на основании соответствующих запросов, в первую очередь, регламентирована национальными уголовно- процессуальными законодательствами и Минской конвенцией. Так в РФ при наличии запросов о проведении следственный действий соответствующие должностные лица правоохранительных органов производят данные следственные действия в соответствии с нормами УПК РФ, но с определёнными особенностями.

Речь в первую очередь идёт о:

1. Проведение обысков. При исполнении международного поручения о производстве обыска возникает ряд вопросов, которые на данный момент решаются неоднозначно. Так, для проведения обыска на территории РФ нужна санкция суда. На практике нередко приходят постановления о произ­водстве обыска, санкционированные прокурорами стран СНГ. Для проведения обыска необходимы определенные основания, изложенные в ст. 182 УПК РФ. Поэтому в поручении, подлежащем исполне­нию, должны быть указаны основания к производству данного следственного действия, и если это касается обыска в жилище, судья Российской Федерации должен решать вопрос о даче санкции.

Кроме этого, в международных договорах среди действий, выполняе­мых для оказания правовой помощи, не указана выемка. Такие поручения должны быть исполнены, в соответствии с уголовно-процессуаль­ным законодательством. Только к поручению в обязательном порядке должно быть приложено описание предмета, который подлежит изъятию.

2. Проведение экспертизы. В большинстве случаев, данное процессуальное действие проводится, когда обвиняемый
находится на территории запрашивающего государства. При исполнении по­
ручения следователь применяет законодательство своего государства. По
нормам УПК РФ (глава 27) при назначении и производстве экспертизы обви­
няемый имеет ряд прав: заявить отвод эксперту, просить о назначении экс­
перта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для
получения по ним заключения эксперта, знакомиться с заключением экспер­
та. В этой связи для исполнения поручений такого рода к ним должен быть
приложен соответствующий документ, в котором необходимо указать, что
обвиняемый был ознакомлен с вопросами.

3. Допрос. Данное следственное действие выполняется следователями
после получения соответствующего поручения, которое должно быть состав­
лено в соответствии с международными договорами. Нередко в таких пору­
чениях содержится ряд уточняющих вопросов. Они должны быть заданы в
обязательном порядке, так как следователь, исполняющий поручение, может
не знать всех обстоятельств дела. Допрос производится по нормам УПК РФ,
по окончании которого составляется протокол.

Статья 3 Европейской конвенции 1959 г. также содержит положе­ния, согласно которым, запрашиваемая сторона выполняет в порядке, ус­тановленном ее законодательством, поручения, касающиеся уголовных дел и направленных ей судебными органами запрашивающей стороны в целях получения доказательств, материалов или документов. При этом если за­прашивающая сторона желает, чтобы свидетели и эксперты дали показа­ния под присягой, то она специально об этом просит, а запрашиваемая сторона выполняет эту просьбу, если только законодательство ее страны не запрещает этого.

4. Наложение ареста на имущество. В перечень имущества, подлежащего аресту, включаются вещи, на кото­рые в соответствии с национальным законодательством не может быть нало­жен арест. Однако в Минской конвенции 1993 г. и договорах о правовой по­мощи в перечне действий, составляющих объем правовой помощи, наложе­ние ареста на имущество не предусмотрено. В этой связи необходимо либо дополнить перечень объема правовой помощи по международным договорам «наложением ареста на имущество», либо исполнять поручения такого рода на условиях взаимности.

5. Порядок передачи предметов, которые являются вещественными доказательствами. В статье 78 Минской конвенции 1993 г. закрепляется порядок передачи предметов, которые являются вещественными доказательствами или, были приобретены в результате преступных действий и на момент задержания лица или заключения его под стражу находились в его владении.

Стороны обязуются по просьбе передавать друг другу предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица, в том числе орудия преступления предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом.

Если запрашиваемой стороне указанные предметы необходимы в качестве доказательств в уголовном деле, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу. Кроме того, передаче подлежат предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле. Эти предметы передаются и в том случае, если выдача преступника не может быть осуществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам.

В запросе о передаче предмета должны быть указаны описание предмета с указанием его принадлежности и местонахождения; данные, подтверждающие, что требуемый предмет имеет непосредственное отношение к совершенному преступлению; цель передачи предмета (приобщение в качестве вещественного доказательства, для возврата владельцу); указание сроков, на которые запрашивается предмет в случае передачи его на время; предоставление гарантий по принятию мер в целях обеспечения защиты законных интересов третьих лиц в отношении изъятых предметов. В случае если целью передачи предмета является его возврат законному владельцу, к запросу должны быть приложены документы, подтверждающие принадлежность данного предмета конкретному лицу, и копия решения суда (при наличии такового) по данному вопросу либо приговора в части возврата имущества.

Права третьих лиц на переданные предметы остаются в силе. После окончания производства по делу эти предметы должны быть безвозмездно возвращены стороне, которая их передала (пункт 3 статьи 78 Минской конвенции 1993 г.).

Предметы (имущество) передаются только после получения обязательства от соответствующего учреждения иностранного государства о возврате этих предметов по окончании производства по делу. Третьи лица должны быть осведомлены о передаче предметов иностранному государству и о возможных связанных с ними процессуальных действиях (например, при производстве экспертизы). Двух сторонними международными договорами допускается возвращение предметов их владельцам, находящимся на территории как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

3-й Вопрос. Взаимный обмен информацией по вопросам раскрытия и расследования преступлений.

Кроме выполнения Международных следственных поручений о производстве конкретных следственных действий, возможен и взаимный обмен информацией по вопросам раскрытия и расследо­вания преступлений, который может происходить по запросам об оказании правовой помощи.

Основанием исполнения меж­дународного запроса о правовой помощи, как и следственного поручения по уголовным делам, является оформленный согласно международному догово­ру Российской Федерации и УПК РФ документ, направляемый в соответст­вующий орган или должностному лицу иностранного государства с просьбой сообщить необходимую информацию по уголовному делу и выполнить опре­деленные вспомогательные действия, вызов на допрос свидетеля, потерпев­шего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представи­телей, находящихся за пределами территории Российской Федерации.

Правовой основой данной деятельности является Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента РФ»2 от 3 декабря 1994 г., который предусматривает создание межгосударственной системы правовой информатизации, во исполнение Указа Президента РФ «Об информационно-правовом сотрудни­честве РФ с государствами-членами СНГ» от 19 октября 1993 г. организован и ведется банк данных правовой информации, то есть АИПС государств-участников Содружества.

В Постановлении Правительства РФ «О дополни­тельных функциях Министерства юстиции РФ» от 3 июня 1995 г. № 550 за­креплено, что Минюст России должен осуществлять координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией. Подобное сотрудничество способ­ствует успешному расследованию и раскрытию преступлений.

Согласно ст. 9 Минской конвенции 1993 г. следователь может вызвать для дачи показаний свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также эксперта для дачи заключения по уголовному делу. Для таких лиц п. 1 ст. 9 Конвенции устанавливает ряд гарантий, в частности, они не могут быть независимо от своего гражданства привлечены к ответствен­ности, взяты под стражу в связи с их свидетельскими показаниями или за­ключением эксперта по уголовному делу, являющемся предметом разбира­тельства на территории запрашивающей стороны.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному пред­ставителю в соответствии с Минской конвенцией 1993 г. должен быть воз­мещен ряд расходов, связанных с проездом и пребыванием. При этом в вы­зове следователю необходимо указать, какие выплаты вправе получить вы­званные лица.

Согласно положениям Минской конвенции 1993 г. явка свидетелей и экспертов из другого государства в следственные органы Российской Федерации является их правом, а не обязанностью, следовательно, они не могут быть подвергнуты приводу.

В юридической литературе была высказана точка зрения, согласно ко­торой, «заключая соответствующие международные соглашения, государства берут на себя определенные обязательства по оказанию правовой помощи путем обеспечения явки свидетелей и экспертов заинтересованной стране»1.

По международным договорам явка вызываемых лиц предусматривает­ся на условиях добровольности. Если же свидетель, проживая в другом госу­дарстве, отказывается приехать в Российскую Федерацию для дачи показа­ний, то следователь, в производстве которого находится уголовное дело, вправе направить соответствующее поручение в органы расследования зару­бежного государства с просьбой допросить указанное лицо.

Если неявка свидетелей и экспертов может существенно затруднить расследование, то возможен и другой путь решения проблемы получения показаний свидетелей, заключения экспертов, различных документов по уголовному делу из других государств. В этом случае можно использовать современные технологии в процессе расследования. Так, в последнее время получили широкое распространение «общение» с помощью компьютеров, электронная почта, факсимильная связь и др., что позволило получать пока­зания свидетелей, заключения экспертов при помощи компьютерной сети Интернет, различные документы по факсу, электронной почтой, проводить видеоконференции для оказания правовой помощи различным государствам и прочее.

Запрос так же, как и поручение, должен быть оформлен надлежащим образом и содержать следующие основные реквизиты, предусмотренные ст. 454 УПК РФ и международными договорами:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступле­ния, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необхо­димости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступле­нием;

4) сведения о лицах, в отношении которых направляется запрос, вклю­чая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименова­ние и место нахождения;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемой информации.

Запрос может содержать и другие сведения, необходимые для его ис­полнения. Он составляется в письменной форме и должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также должностным лицом феде­рального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, определенной ч. 2 ст. 453 УПК РФ и международным до­говором, направляется запрос, и скреплен гербовой печатью запрашиваю­щего учреждения.

Многие международные договоры о правовой помощи содержат нор­мы, регламентирующие обмен информацией. Например, ст. 15 Минской кон­венции 1993 г. предусматривает предоставление информации по правовым вопросам, в частности, сведений о действующем или действовавшем внут­реннем законодательстве и о практике его применения, в том числе следст­венными аппаратами.

Вместе с тем сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с преступностью требует не только обмена сведениями о законодательстве и состоявшихся решениях, но и надлежащего информационного обеспечения по другим направлениям.

При этом информационное сотрудничество может выражаться в следующих формах.

Во-первых, информационно-аналитическое сотрудничество, кото­рое включает в себя осуществление совместных исследований проблем пре­ступности; проведение совещаний, семинаров для обсуждения криминоген­ных ситуаций, их тенденций, перспектив борьбы с преступностью и других вопросов, представляющих взаимный интерес; совместную разработку еди­ных методик по раскрытию и расследованию преступлений; разработку сис­темы предоставления в согласованных объемах и формах информации о пре­ступности, мерах и результатах борьбы с ней; создание межгосударственных компьютерных сетей в целях практического безвозмездного пользования банков информации органами расследования государств-участников СНГ.

Во-вторых, информационно-оперативное обеспечение. Это инфор­мирование о совершаемых преступлениях, когда они затрагивают интересы двух и более государств; о проводимых операциях по задержанию особо опасных преступников; прямые контакты офицеров связи; создание для об­щего пользования компьютерных банков данных о лицах, совершивших пре­ступления, и о совершенных преступлениях.

В-третьих, информационно-правовое обеспечение, состоящее в сбо­ре, хранении и систематизации информации о законодательстве и практике его применения; комплексном анализе правовой базы межгосударственных отношений в области борьбы с преступностью государств и их национально­го законодательства; разработке предложений и рекомендаций по предот­вращению и устранению юридических коллизий в процессе сотрудничества государств; а также сборе, хранении и систематизации научных разработок по проблемам борьбы с преступностью.

3. Заключительная часть. 3 мин — подвожу итог занятия

— задаю задание на с\п

— заканчиваю занятие

Л Е К Ц И Я № 4

Тема: Взаимодействие правоохранительных органов государств-участников СНГ при производстве выдачи лиц (экстрадиции).

Автор: кандидат юридических наук, доцент

Качалов В. И.

Занятие: Лекционное.

Учебные цели занятия:

1. Привить любовь и уважение слушателей и курсантов избранной профессии.

2. Рассмотреть особенности взаимодействия правоохранительных органов при производстве выдачи (экстрадиции).

3. Раскрыть субъекты осуществляющие исполнения запроса о выдаче (экстрадиции).

Учебные вопросы лекции:

1. Понятие выдачи (экстрадиции) лиц. Основания и порядок процедуры выдачи (экстрадиции) лиц.

2. Законодательство, регулирующее институт выдачи (экстрадиции) лиц.

3. Особенности процедуры передачи (экстрадиции) лиц.

Место: Учебный класс.

Литература:

а). Учебная и монографическая:

1. Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М., 1988.

2. Белый И.Ю.Международное преследование за военные преступления: Правовые и процессуальные аспекты. — М.: ЮРКНИГА, 2004.

3. Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд / Под ред. Ю.Н. Жданова. - М.: Институт международного права. Московская высшая школа милиции, 1994.

4. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью. М., 1983.

5. Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002.

6. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс»; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной Прокуратуры РФ, 2001.

7. Волженкина В.М. Продолжая дискуссию о Проекте закона о выдаче (экстрадиции). // Уголовное право. №2, 2002.

8. Комлев Б. Исключение доказательств, полученных в других государствах, из процесса доказывания. СПС «Консультант + «.

9. Коровин Е.А. Международные договоры и акты нового времени. Сборник. М-Л.: Госиздат, 1924.

10. Костенко Н.И. Международная уголовная юстиция. Проблемы развития. — М.: РКонсульт, 2002.

11. Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002.

б). Законодательная:

12. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г.). Одобрены резолюциями экономического и социального совета ООН 663 С (ХХIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LХII) от 13 мая 1977 г. // Сов. юстиция. 1992. №2-3.

13. Статут об учреждении Международного уголовного суда. Принят 18 июля 1998 года в Риме Дипломатической Конференцией ООН.

14. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Утвержден резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г. // Нью-Йорк: Департамент общественной информации ООН, 1989.

15. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.).

16. Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия принят 14.12.1990 года резолюцией 45/117 Генеральной Ассамблеи ООН.

17. Типовой договор о выдаче принят 14.12.1990 года резолюцией 45/116 Генеральной Ассамблеи ООН.

18. Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 142-ФЗ «О ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения», принятый Государственной Думой 27 октября 2000 года и одобренный Советом Федерации 24 ноября 2000 года.

19. Федеральный закон от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».

20. Федеральный закон от 8 октября 2000 г. N 124-ФЗ «О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года».

21. Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней».

22. Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней».

23. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.). После выполнения всех формальностей, связанных с введением ее в действие, данная Конвенция должна заменить Конвенцию с таким же наименованием, подписанную в г. Минске в 1993 г. В настоящее время эта Конвенция вступила в законную силу для Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызской республики и Таджикистана. В настоящее время сдала уведомления для ратификации и Россия, причём ею Конвенция депонирована 31 декабря 2004 года.

Ход занятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: