По тринадцати супермаркетам исследуется зависимость квартального торгового оборота от размера торговых площадей, района расположения (центральный или периферийные) и формы собственности (муниципальный или частный). Имеются следующие данные:
№ магазина | Торговый оборот (млн. руб.) | Торговые площади (м2) | Район расположения | Форма собственности |
периферийный | муниципальный | |||
периферийный | частный | |||
центральный | муниципальный | |||
центральный | муниципальный | |||
центральный | частный | |||
периферийный | муниципальный | |||
центральный | муниципальный | |||
периферийный | муниципальный | |||
центральный | частный | |||
центральный | частный | |||
центральный | муниципальный | |||
периферийный | частный | |||
центральный | частный |
Требуется:
1. Проанализировать тесноту и направление связи между переменными, отобрать факторы для регрессионного анализа.
|
|
2. Построить линейную регрессионную модель торгового оборота магазина, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.
3. Существенна ли разница в торговом обороте магазинов: а) расположенных в центральном и периферийных районах города; б) частных и муниципальных?
4. Соответствуют ли остатки регрессии нормальному закону распределения?
5. Спрогнозировать значение торгового оборота муниципального магазина с торговой площадью 4000 м2, расположенного в центральном районе города.
Задача 9.
По хладокомбинату изучается зависимость месячного объема реализации мороженного от средней цены выпускаемой продукции, затрат на рекламу, среднемесячной температуры воздуха и месячного темпа инфляции. Имеются данные за двенадцать месяцев:
Месяц | Объем реализации (тыс. руб.) | Цена (руб.) | Затраты на рекламу (тыс. руб.) | Температура воздуха (°С) | Темп инфляции (%) |
8,3 | 0,3 | ||||
8,3 | 0,4 | ||||
8,9 | 0,3 | ||||
10,6 | 0,2 | ||||
10,7 | 0,7 | ||||
10,8 | 0,9 | ||||
12,2 | 0,9 | ||||
14,2 | 0,4 | ||||
14,5 | 0,1 | ||||
13,7 | 0,1 | ||||
13,3 | 0,5 | ||||
12,1 | 0,9 |
Требуется:
1. Проанализировать тесноту и направление связи между переменными, отобрать факторы для регрессионного анализа.
2. Построить линейную регрессионную модель объема реализации мороженного, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.
3. Значимо ли статистически уравнение регрессии и его коэффициенты?
4. Присутствует ли в остатках регрессии автокорреляция первого порядка?
|
|
5. Приемлема ли точность регрессионной модели?
6. Изменение, какого из факторов сильнее всего влияет на изменение объема реализации мороженного?
7. Спрогнозировать значение объема реализации мороженного на следующий месяц в зависимости от прогнозных значений влияющих факторов.
Задача 10.
По четырнадцати страховым компаниям имеются данные, характеризующие зависимость чистой годовой прибыли от годовых размеров собственных средств, страховых резервов, страховых премий и страховых выплат (все в тыс. руб.):
№ компании | Годовая прибыль | Собственные средства | Страховые резервы | Страховые премии | Страховые выплаты |
Требуется:
1. Построить линейную регрессионную модель годовой прибыли страховой компании, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.
2. Значимы ли статистически уравнение регрессии и его коэффициенты?
3. Имеют ли остатки регрессии одинаковую дисперсию?
4. Приемлема ли точность регрессионной модели?
5. Дать экономическую интерпретацию коэффициентам уравнения регрессии.