Законодательная власть. ральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
Совет Федерации Государственная Дума

ральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охрана исто-рико-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, пра­во свободы труда и право частной собственности. Конституция созда­вала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Межнациональные отношения. После распада СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федера­ции складывались непросто.

Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Се­верном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось пре­кратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.

31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение пол­номочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к дик­тату. Документ стал основой государственного единства страны, раз­вития последующих взаимоотношений между центром и националь­но-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоре­чат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специ­фические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.

Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреп­лении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в ру­ководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чеч­ни и проведение в республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремле­ний чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась край­не напряженной и взрывоопасной.

Политические партии в Государственной Думе. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной вла­сти— Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Ши­рокую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский,


Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократиче­ских реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственно­сти, усиление социальной защиты населения, за единство и целост­ность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ — восстановле­ние на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась фракция «Выбор России», возглавляемая Е. Т. Гайдаром.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты при­няли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписа­на президентом. В их числе — законы о правительстве и конституци­онной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных эко­номических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объ­единения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платфор­ме КПРФ (председатель ЦК КПРФ — Г. А. Зюганов) занимали тре­бования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» объединило представите­лей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринима­тельских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принци­пах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была за­ключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подав­ляющую их часть составляли работники законодательных и исполни­тельных органов власти, многие из них являлись членами предыдуще­го депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила


КПРФ, 12% —«Наш дом — Россия», 11% —ЛДПР, 10% — блок Г. А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% — независимые и 14% — другие избира­тельные объединения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопро­сам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Яв­линского. В жестком противоборстве обсуждались и принимались ре­шения по вопросам, связанным с регулированием новых социально-экономических отношений. Неприятие значительной части депутатов вызывали правительственная политика в Чечне, внешнеполитические акции, направленные на сближение с НАТО. Позицию парламентари­ев поддерживали некоторые слои российского населения.

Оппозиционные правительству силы попытались выступить еди­ным фронтом на выборах президента летом 1996 г. На пост прези­дента претендовали 11 человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зю­ганов, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В ре­зультате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. Заднего проголосовали 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов — главный конкурент Б. Н. Ельцина — получил 40,7% голо­сов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: