Пиктографический период
Знаки культуры Цзиху (..) – наиболее древние из обнаруженных
пиктограмм, датируемые 9000-7000 годами до нашей эры. Мнения
исследователей противоречивы. Одни считают, что знаки не имеют
письменной природы, другие считают их сложившейся системой письма.
Знаки культуры Яншао (..) – знаки в виде пиктограмм животных и
геометрические орнаменты, сохранившиеся на керамических изделиях
культуры Яншао. Датируются 5000-3000 годами до нашей эры. В
специальной литературе носят название «западные указательные знаки» (.
.....)
Знаки культуры Давэнькоу (...) – знаки в виде пиктограмм, считающиеся началом развития письменности. Датируются 4300-2500
годами до нашей эры. В специальной литературе известны как «восточные
изобразительные знаки» (......).
Архаичный период
Узелковое письмо (..)
Цзягувэнь (...)
Цзягувэнь (...) — иероглифические надписи на гадательных костях,
фиксирующие результаты гаданий. Считаются древнейшими китайскими
текстами и образцами китайской письменности, относятся к XIV—XI векам
до н. э., то есть ко второй половине эпохи Шан.
Первые гадательные тексты были обнаружены в 1899 году китайскими
учеными Лю Теюнем и Ван Ижуном вблизи г. Аньяна (провинция Хэнань).
По мере роста количества находок, надписи были выделены в особую
категорию древнекитайской эпиграфики —... (цзягусюэ, наука о
надписях на панцирях черепах и костях животных). В китайской литературе цзягувэни также могут именоваться.. (буцы, гадательные надписи),..
.. (иньсюйвэньцзы, надписи из столицы Инь). В западной литературе
наиболее распространены термины: Oracle Bone Inscriptions, Oracle Records,
Orakeltexte; в русских исследованиях цзягувэни часто называются
«гадательные надписи».
В эволюции цзягувэней выделяют пять периодов. Первый и второй: 1400
—1256 до н. э., для которого характерна симметрия половинок костей.
Третий: 1256—1244 до н. э., период упадка. Четвертый: 1244—1196 до н. э.,
возрождение старой школы. Пятый: 1244—1196 до н. э., появление пробелов.
Структура надписей практически не претерпела изменений на
протяжении всех периодов. Они включали дату, имя гадателя, вопрос, ответ
и отметку об исполнении.
Количество различных иероглифов на панцирях и костях насчитывает
около 2500 знаков. Из них отожествлены с современными иероглифами
около 800. Остальные или уникальны и характерны только для периода Шан,
или не расшифрованы.
Цзиньвэнь (..)
Цзиньвэнь (кит...; пиньинь: jin wen) – отлитые или выгравированные
надписи на китайских бронзовых сосудах для жертвоприношения или
музыкальных ритуальных инструментах в эпоху Шан-Чжоу (XIII-IV вв. до н.э.).
Наиболее часто цзиньвэни встречаются на треножниках для мяса «дин»
., сосудах для зерна «гуй»., колоколах «чжун».. А также на бронзовых
сосудах для вина: «ю»., «цзун»., «гу»., «цзя».; и для воды: «и»., «пань»., «ху»..
В отличие от цзягувэней..., которые являются гадательными
надписями в форме лаконичных вопросов и ответов, цзиньвэни это
ритуальные надписи. В большинстве случаев они располагаются на дне или
внутренних стенках сосудов, таким образом, при заполнении жертвенной
пищей надписи не были видны, т.е. служили средством коммуникации между
живыми и духами предков.
Цзиньвэни являются дальнейшим развитием древнекитайской
письменности. В отличие от предшествующих им цзягувэней, состоящих от
отрывочных фраз, цзиньвэни образуют законченный текст. Наибольшей по объему считается надпись на бронзовом треножнике «Мао-гун дин»...,
состоящая из 497 иероглифов.