Этапы эволюции китайского письма

Пиктографический период

Знаки культуры Цзиху (..) – наиболее древние из обнаруженных

пиктограмм, датируемые 9000-7000 годами до нашей эры. Мнения

исследователей противоречивы. Одни считают, что знаки не имеют

письменной природы, другие считают их сложившейся системой письма.

Знаки культуры Яншао (..) – знаки в виде пиктограмм животных и

геометрические орнаменты, сохранившиеся на керамических изделиях

культуры Яншао. Датируются 5000-3000 годами до нашей эры. В

специальной литературе носят название «западные указательные знаки» (.

.....)

Знаки культуры Давэнькоу (...) – знаки в виде пиктограмм, считающиеся началом развития письменности. Датируются 4300-2500

годами до нашей эры. В специальной литературе известны как «восточные

изобразительные знаки» (......).

Архаичный период

Узелковое письмо (..)

Цзягувэнь (...)

Цзягувэнь (...) — иероглифические надписи на гадательных костях,

фиксирующие результаты гаданий. Считаются древнейшими китайскими

текстами и образцами китайской письменности, относятся к XIV—XI векам

до н. э., то есть ко второй половине эпохи Шан.

Первые гадательные тексты были обнаружены в 1899 году китайскими

учеными Лю Теюнем и Ван Ижуном вблизи г. Аньяна (провинция Хэнань).

По мере роста количества находок, надписи были выделены в особую

категорию древнекитайской эпиграфики —... (цзягусюэ, наука о

надписях на панцирях черепах и костях животных). В китайской литературе цзягувэни также могут именоваться.. (буцы, гадательные надписи),..

.. (иньсюйвэньцзы, надписи из столицы Инь). В западной литературе

наиболее распространены термины: Oracle Bone Inscriptions, Oracle Records,

Orakeltexte; в русских исследованиях цзягувэни часто называются

«гадательные надписи».

В эволюции цзягувэней выделяют пять периодов. Первый и второй: 1400

—1256 до н. э., для которого характерна симметрия половинок костей.

Третий: 1256—1244 до н. э., период упадка. Четвертый: 1244—1196 до н. э.,

возрождение старой школы. Пятый: 1244—1196 до н. э., появление пробелов.

Структура надписей практически не претерпела изменений на

протяжении всех периодов. Они включали дату, имя гадателя, вопрос, ответ

и отметку об исполнении.

Количество различных иероглифов на панцирях и костях насчитывает

около 2500 знаков. Из них отожествлены с современными иероглифами

около 800. Остальные или уникальны и характерны только для периода Шан,

или не расшифрованы.

Цзиньвэнь (..)

Цзиньвэнь (кит...; пиньинь: jin wen) – отлитые или выгравированные

надписи на китайских бронзовых сосудах для жертвоприношения или

музыкальных ритуальных инструментах в эпоху Шан-Чжоу (XIII-IV вв. до н.э.).

Наиболее часто цзиньвэни встречаются на треножниках для мяса «дин»

., сосудах для зерна «гуй»., колоколах «чжун».. А также на бронзовых

сосудах для вина: «ю»., «цзун»., «гу»., «цзя».; и для воды: «и»., «пань»., «ху»..

В отличие от цзягувэней..., которые являются гадательными

надписями в форме лаконичных вопросов и ответов, цзиньвэни это

ритуальные надписи. В большинстве случаев они располагаются на дне или

внутренних стенках сосудов, таким образом, при заполнении жертвенной

пищей надписи не были видны, т.е. служили средством коммуникации между

живыми и духами предков.

Цзиньвэни являются дальнейшим развитием древнекитайской

письменности. В отличие от предшествующих им цзягувэней, состоящих от

отрывочных фраз, цзиньвэни образуют законченный текст. Наибольшей по объему считается надпись на бронзовом треножнике «Мао-гун дин»...,

состоящая из 497 иероглифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: