Галантная культура и ее воплощение в искусстве рококо. Живопись А. Ватто. Ф. Буше

С конца 17в.распространяется декоративная нарядная живопись, связанная с интерьерами гостиных, парадных залов, в которых уже в 20-х г.18в.явственно определилось чертами рококо. Для рококо характерен уход от проблематики жизни в мир грез и фатназий, мифологических сюжетов, экзотических (восточных) образов.

В росписях, размещенных на стенах, в плфонах, гобеленах, преобладали пейзажи, пасторальный жанр (пастушеские сцены), изображения на галантные темы из светской жизни дам и кавалеров, идеализированный портрет, изображавший модель в образе мифологического героя. В декоративных композициях, которым придается похотливый, грациозный облик, фигура человека подчиняется ритму изящного орнамента, превращается в деталь изысканного убранства помещения, теряя свою самостоятельность.

В целом для живопси стиля рококо характерны светлые приглушенные тона, цветовая гамма серебристо- голубоватых и золотисто- розовых оттенков, умелое построение композиции с помощью слитных декоративных пятен, благодаря этому достигалось ощущение легкости, зыбкости изображения.

Одновременно с развитием живописи рококо усиливается роль реалистического направления. Высокого уровня достигают портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. Короткая, противоречивая эпоха легкомысленных маскарадов и нарастающей напряженности в обществе выдвигает на сцену создателя галантного жанра, интимной живописи настроения, бытописателя аристократии Жана Антуана-Ватто (1684- 1721)г., который за свою короткую жизнь сумел снискать славу одного из лучших художников Франции. Прежде всего Ватто известен как автор «галантных празднеств» («праздник любви», «общество в парке», «затруднительное положение»). Это лирические сцены из жизни влюбленных дам и кавалеров, которые прогуливаются в парке, музицируют, танцуют, ведут интимные беседы. Сцены почти бессюжетны, но полны эмоционального подтекста. Галантные манеры, светская сдержанность, грациозность и непринужденность свойственны персонажам Ватто.

Слегка ироническое, недоверчивое отношение к реальности свойственно живописцу. Ощущение неуравновешенности, зыбкости, придают картинам Ватто мерцающие, струящиеся, как бы перетекающие друг в друга краски. Он использует светлые полупрозрачные тона, блекло- розового, золотистого цветов, изредка усиливая глубину тонов всплесками черных и темно-синих пятен.

Вершиной ТВ-ва Ватто в стиле рококо стала картина «Паломничество на остров Киферу» (1717 Париж Лувр).

Своего расцвета стиль рококо достигает в 40-х г.18в. одно из первых мест среди представителей рококо в живописи, безусловно, должно быть отведено Франсуа Буше (1703-1770 г.). Талантливый декоратор, одаренный тонким чувством колорита, достигший виртуозной техники рисунка, Буше обладал редкой композиционной изобретательность. «первый художник» короля Людовика 15, любимец аристократии, директор Академии, он легко подчинял заказчику и моде свои художественные устремления, следуя стереотипу уже выбранному официальными кругами. В своем ТВ-ве Буше обращается к мифологическим сюжетам, аллегориям, празднично- сентиментальным пасторалям. Его полотна, панно, шпалеры, населены кокетливыми нимфами, шаловливыми амурами, влюбленными пастушками и пастушками. Их нежно-розовые тела купаются в прозрачной серо-голубой дымке, томные, грациозные движения придают картине замедленный ритм. Произведения Буше уже не подчиняются законам станковой живописи, они становятся прежде всего декорацией в которой разворачивается действие повседневной жизни хозяев модных гостиниц. Никто из современников буше не воплотил в своем ТВ-ве черты декоративно-салонного стиля рококо столь явственно как он.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: