Наиболее серьезной проблемой в дизайне листовок и прочих печатных носителей является слабо минимизируемый текст. Крупные тексты читаются невнимательно, а значит, призывы рекламиста (и продавца) не достигают сознания читателя. Если рекламная информация не поддается сокращению, то имеет смысл применить один из двух ключевых приемов для повышения ее воздействия на человека.
Первый прием заключается в движении по пути наименьшего сопротивления. Рекламный текст сохраняется в том объеме, до которого его удалось довести, но при этом разбивается на смысловые блоки. Дальнейшие операции с ним сводятся к правильному графическому оформлению этих блоков. Малозначимые блоки помещаются в той части листовки (буклета), где глаз читателя редко останавливается, и вдобавок набираются шрифтом и кеглем, не привлекающими внимания. Эти блоки потенциальный клиент прочтет по инерции, если его зацепит главная информация.
Вопрос о шрифтах и кеглях сравнительно легко решается любым дизайнером, следует лишь руководствоваться набором, нехитрых правил. Прежде всего ширина текстового блока не 'должна превышать 10 см, а в оптимуме ее надлежит приблизить: к размеру 8-9 см. Именно такое пространство на бумаге охваты вает человек неподвижным взглядом.
|
|
Набирать текст показано шрифтом с засечками (семейство serif), когда по краям каждой буквы имеется специальная засечка. Подобные буквы считаются более удобными для зрительного восприятия. Шрифтом без засечек (семейство вапв serif) показано набирать сравнительно маловажную, дополнительную информацию или крупные надписи, которые и так бросаются в глаза. Противопоказано применять расхожие шрифты Times New Roman и Arial. Не стоит без излишней необходимости прибегать и к изящным, фантазийным шрифтам, вроде Monotype Corsiva. Гораздо практичнее пользоваться скромными. шрифтами- такими, как Pragmatica, Garamond, Baskervill, Bookman 01d Style, Таhоmа, Verdana и некоторые другие. Причем у каждого агентства должны быть некие стандартные шрифты, применяемые в подавляющем большинстве случаев. Например, Pragmatica как шрифт без засечек и Peterburg как шрифт с засечками.
. Из гигиенических соображений не рекомендуется использо вать кегль меньше 10. При размере букв меньше 12 кегля неразумно применять узкие шрифты (в их названиях обычно ста вится пометка Narrow, за исключением, пожалуй, Impact t и Haettenschweiler).
Не стоит стараться всякий заголовок набирать прописными буквами. Набранный в режиме Сарв Lock заголовок привлекателен тогда, когда его длина не превышает трех слов. Когда в нем от четырех слов и более, показано набирать заголовок рекламы строчными буквами. Дело в том, что читатель лучше воспринимает именно строчные буквы, которые наиболее привычны для него. Следовательно, строчные буквы в заголовке увеличат читательскую аудиторию, если, конечно, будут набраны укрупненным кеглем (от 16 единиц).
|
|
Немаловажно суметь красиво расположить текст и заголовок относительно картинки. Текст желательно помещать слева от рисунка, а вот заголовок, когда это возможно, - под иллюстрацией. Обратим внимание на то, как большинство людей ходят по музею и разглядывают картины. Сначала каждый, приближаясь к картине, всматривается в ее название, а потом уже изучает непосредственно полотно. Когда есть возможность поставить заголовок под рисунком, следует этой возможностью воспользоваться.
Сложнее разобраться с оптимальным размещением информации на листе. Проблема легко бы решалась, если бы дизайнер располагал картой эффективности для компоновки блоковой информации. Оказывается, такая карта сравнительно недавно создана.
Советник по стратегиям Всемирной газетной ассоциации Дж. Чишольм, опираясь на данные прикладной психологии и журналистики, предложил шаблон размещения текстовой информации на газетной полосе. По его мнению, данный шаблон удобен для использования при работе над композицией любого печатного текста. Остается порекомендовать в соответствии со стандартом Чишольма создать практичный макет листовки и в особенности буклета.
Данный стандарт предусматривает деление полосы на 6 основных зон и несколько вспомогательных. Для листовки, учитывая ее компактность, актуально деление исключительно на шесть зон. Верхний левый квадрат тесно связан с заголовком и является самым читабельным. Он привлекает внимание 81 % читателей, из которых хорошо усваивает информацию 41 %. Очевидно, что сюда следует поместить данные о фирме-продавце. В верхний правый угол, который привлекает только 53% читателей, в таком случае помещается логотип фирмы, изображение товара или броская картинка, вызывающая нужные ассоциации.
Рис. 3. Распределение объема внимания у читателя поЧишольму
Средний левый квадрат привлекает внимание только половины читателей, из которых усваивает предложенную информацию примерно треть, то есть лишь 15% по отношению к исходному числу. Сюда помещаются скучные пояснения о сути проводимой акции, обозначенной в заголовке - какие именно делаются скидки, при каких условиях дается кредит, сколько продлится распродажа. Средний правый квадрат вариабелен по своей значимости: его нижняя часть привлекает внимание только 13% читателей, зато верхняя - 56%1 Сюда удобно поместить какую-нибудь цифирь, выстроенную колонкой в порядке убывающей сверху вниз значимости.
Часто фактический материал средних квадратов объединен, так что получается общее среднее поле. На этом поле удобно помещать текст, построенный таким образом, когда фразы заканчиваются цифрами, группирующимися в правой части. Нет сомнений, что подобная компоновка в полной мере отвечает стандарту Чишольма.
Два нижних квадрата также часто бывают объединены в одну нижнюю зону. Эффективность левого квадрата при этом оце
нивается психологами в 78% при усвоении материала 42% читателей, а правого - 54% при усвоении материала 20% читателей.
Оптимальное размещение информации в нижней зоне зависит от комбинации.используемых модулей. Применяются следующие модули: два блока текстовой информации; блок графической и блок текстовой информации, единая зона текстовой информации.
В первом случае в левый квадрат вносятся важные сведения, которые легко запомнить: адрес и маршруты общественного транспорта, которыми можно добраться до данного места. Например: • Улица Пушкина, дом 10, оф. 303. Автобусы N2 5 и 10 до остановки "Горпарк". (адрес условный). В левый квадрат помещаются данные, которые менее важны, поскольку читатель их все равно не запомнит наизусть. Потенциальный клиент позднее перечитает эту информацию тщательнее, если сочтет необходимым. К таким данным относятся номер телефона и адрес веб-сайта. Сходным образом, но с большим элементом произвольности распределяется текстовая информация в сплошной нижней зоне.
|
|
Если используются блоки текстовой и графической информацией одновременно, то их взаимное размещение определяется содержанием рисунка. Когда рисунок украшательский, он должен со всей очевидностью занимать правый угол. Однако возможности поставить его сюда нас может лишить ИСПОЛЬ:30вание картинки в верхнем правом квадрате. Художественная композиция полосы в таком случае нарушится. Следовательно, украшательский рисунок стоит помещать в нижний правый квадрат лишь тогда, когда в верхнем правом квадрате нет никакой картинки.
В левом нижнем квадрате использовать рисунок можно и должно, если только он информативный. Это может быть в худшем случае изображение товара, а в лучшем - фрагмент карты города с указанием пути до магазина.
Второй способ минимизации текста состоит в использовании иллюстраций. Картинки лучше воспринимаются читателем и позволяют удалить большой объем информации из объявления без существенных потерь: эта информация перейдет из слов в изображение. При этом следует чаще апеллировать к ассоциациям. Примечательны в этом отношении фантики многих конфет: на этом крохотном клочочке бумаги производителям нередко удается разместить
массу информации, комбинируя удачный рисунок и тщательно продуманный TeKc:r. К примеру, броский фантик конФет.Белое солнце. изображает умело изображенную пустыню. Возникает определенная ассоциация (кинофильм.Белое солнце пустыни.), потребителъ находит такое сочетание рисунка и текста оригинальным.
Рассмотрим в качестве примера традиционный рекламоноситель. Фирма стремится донести до потребителя сведения о том, что за умеренную плату выполняет качественный апгрейд компьютеров. Рекламист может почти полностью отказаться от текстовой информации, стоит ему прибегнуть к помощи поясняющего рисунка. Например, если подойти к делу с чувством юмора, то МОЖНQ изобразить пожилую чету, мечтающую о молодости и сексуальной бодрости (см. рис. 4), а рядом напечатать лишь слово.АПГРЕЙД. и телефон фирмы.
|
|
Обратим внимание: такие листовки должен распространять по офисам молодой мужчина. В том же случае, когда рисунок лишен сексуальной тематики, допустимо распространять эти листовки среди посетителей компьютерных выставок, салонов и магазинов молодыми девушками и юношами. (Подробнее об этике сексуальной рекламы см. в главе 8.)
МЕЧТА:
АПГРЕЙД
25-25-25
Рис. 4. Вытеснение избыточного текста рисунком
Невероятно полезны для рекламы комиксы. Их впервые придумали древние римляне, чтобы увеличить выручку от центров релаксации. Заходя в такой центр, выполнявший одновременно функцию дорогостоящего мотеля, мужчина-путник принимал ванну, заказывал массаж, обедал и отсыпался после долгой дороги. Предприимчивые владельцы этих центров, несправедливо называемых переводчиками харчевнями, решили ввести в спектр обслуживания и очень популярные среди римлян услуги куртизанок.
А для повышения спроса на эти услуги стены харчевен расписывались рисунками, изображающими как последовательность сценок те виды релаксации, которые ожидали клиента в данном центре. Сценки показывали его пирующим, купающимся, расслабляющемся на массаже, который выполняется искусным мускулистым рабом. А далее шли сценки, на которых обольстительные дамы провожали клиента в номер, готовили ложе для отдыха и оставались с гостем, предаваясь любовным утехам.
Примечательно, что эти настенные рисунки честно предлагали сделать выбор: они изображали, что девушки могут как остаться в номере клиента, так и покинуть номер, если путник желает крепко выспаться. Но не приходится сомневаться в том, что античные комиксы делали свое дело. Клиент, который был возбужден зрелищем сменяющих друг друга рисунков, прекрасно выполненных и становившихся в конце очень откровенными, в большинстве случаев оплачивал и услуги куртизанок.
Сегодня комиксы не просто возвращаются, но и становятся одним из видов массового искусства, рассчитанного на развлечение публики. Полоски из картинок уже давно перестали развлекать детей: сегодня такой вид изображения все чаще апеллирует к взрослому человеку. В газетах и журналах нередко помещаютcя житейские истории, построенные в виде комиксов, то есть представляющие собой логически выстроенную последовательность кадров. Посредством комиксов удастся максимально снизить объем текстовой информации и вместе с тем сделать листовку увлекательнее. Однако здесь филолог (копирайтер) попадает на территорию художника-дизайнера.