Предположим, что выполненные вычисления недвусмысленно указали на необходимость распространения своей рекламы через промоутеров. Перед бизнесменом встает вопрос о поиске источников финансирования задуманной промо-акции. К слову, такой же вопрос встает и перед рекламистом, который, как правило, изначально располагает только авансом и поэтому вынужден в известной мере рассчитывать на собственные силы. Подробнее о финансовых решениях для рекламодателя пойдет речь в блоке 5.2, а для рекламиста - в блоке 5.3. Сейчас же необходимо сформулировать единые принципы для поиска источников финансирования.
Фактически поиск источников сводится к анализу финансовых ресурсов предприятия (в дальнейшем будет предполагаться, что на месте предприятия вполне может оказаться и индивидуальный предприниматель, действующий под названием фирмы, но не образующий юридического лица). Финансовые ресурсы представлены всеми видами денежных доходов и поступлений, которые находятся в распоряжении предприятия. Они предназначаются для выполнения финансовых обязательств, вознаграждения труда сотрудников и осуществления всевоз можных затрат. Грамотная финансовая политика позволяет расширить список затрат от узко производственных нужд до нужд расширенного воспроизводства и сбыта, что предполагает и наличие расходов на рекламу.
|
|
Финансовые ресурсы складываются из нескольких составляющих. Первоначально основная их масса образуется из так называемого уставного капитала, то есть средств, поступивших в распоряжение предприятия в момент его учреждения. В свою очередь, уставный капитал в сфере частного бизнеса питается от трех источников - долгосрочного кредита, акционерного капитала и паевых взносов. Стоимостное выражение уставного капитала показывает, какие суммы, полученные из перечисленных источников, направлены на финансирование основного и оборотного капитала.
В последующем, при благоприятном развитии бизнеса, финансовые ресурсы предприятия растут, что происходит главным образом за счет доходов, получаемых в виде платежей со стороны клиентуры. Экономическая роль доходов сложна. На первый взгляд они необходимы для создания прибыли - денежных средств, которые количественно показывают преобладание доходов над расходами. Однако такое понимание доходов несколько поверхностно. В действительности как форма финансовых ресурсов доходы служат мерой и индикатором самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость предполагает упомянутое выше преобладание доходов над расходами, когда предприятие успешно поддерживает стабильный уровень доходности в процессе своей деятельности.
|
|
К сожалению, самоокупаемость явно недостаточна для обеспечения реальной стабильности бизнеса. Стабильность поступления доходов вовсе не означает стабильного существования предприятия. Устойчивость в данном случае эфемерная, то есть существующая ограниченный отрезок времени. В соответствии с концепцией немецкого экономиста й. Шумпетера на рынке каждый производственный цикл увеличивает денежную массу при незначительном приросте товаров и услуг, а в особенности принципиально новых. Рост денежной массы, не обеспеченной реальными товарами и услугами (вдобавок при снижении на них спроса), влечет за собой скачок инфляции. Обесценивание денег провоцирует рост цен, снижение жизненного уровня потребителей и меньшую заинтересованность рынка в устаревающих товарах и услугах, если только эта продукция не удовлетворяет базовые потребности человека.
В таких условиях стабильный прежде производитель сталкивается с проблемой: денежные средства, которые он выручает от реализации своих товаров и услуг, оказываются в определенный момент явно недостаточны для поддержки самоокупаемости. При неуклонном росте цен дорожают услуги партнерских организаций (поставщиков и т. д.), меняются потребности персонала, что требует повышения оклада, и в конечном итоге неизбежно возрастают расходы организации в целом. Попытка решить проблему за счет взвинчивания цен на товары и услуги оказывается неуспешной, поскольку продукция предприятия тоже устарела в новом общественно-производственном цикле и в условиях инфляции не может пользоваться большим спросом. как следствие, объем продаж падает, что еще больше сокращает поток доходов.
Шумпетер подсказал путь к решению данной проблемы как в масштабах всей страны, так и в рамках одного отдельно взятого предприятия. Этот путь можно обозначить как переход на такое управление доходами, которое обеспечивало бы не просто самоокупаемость, но и самофинансирование. При этом под самофинансированием поним:ается способность предприятия по возмещении затрат осуществлять вложения в расширение и развитие бизнеса. Последнее предполагает освоение новых сегментов рынка, увеличение спектра услуг и (или) ассортимента товаров, создание новых услуг и товаров, обеспечение стабильности и повышение пропускной способности каналов сбыта.
Подобные инновации имеют в сумме большую потребительскую стоимость, поэтому повышают совокупный доход предприятия при несущественном росте цен на единицу товаров и услуг. Нетрудно догадаться, что при таком подходе объем продаж останeтcя по-прежнему высоким или даже возрастет, а расходы фирмы окажутся в полной мере скомпенсированы. Следовательно, чистая прибыль начнет возрастать, что ликвидирует для предприятия последствия инфляции.
Самофинансирование чаще всего составляют такие слагаемые, как нераспределенная прибыль, фонд накопления, резервные фонды, амортизационный фонд, уставный капитал. Главный источник собственных средств для долгосрочных капитальных вложений организации представлен уставным капиталом, носящим также название уставного фонда или складочного капитала. У ставным капиталом принято называть зарегистрированные в учредительных документах организации (ее уставе) денежные средства и любое другое ценное имущество, которое было внесено учредителями при создании организации как основа собственного капитала фирмы.
Собственные средства АМК не ограничиваются уставным капиталом, поскольку в процессе хозяйственной деятельности финансовое состояние организации периодически претерпевает изменения. Эти изменения не приводят к перерегистрации уставного капитала, так как не связаны с его увеличением за счет новых взносов учредителей. Просто у фирмы появился добавочный капитал. Он образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов организации (при переоценке), эмиссионного дохода (от выпуска ценных бумаг) и в некоторых других случаях.
|
|
Нельзя обойти вниманием и такую составную часть собственных средств агентства, как резервный капитал, служащий источником образования резервных фондов. Резервный капитал по сути своей является страховым, потому что предназначается для возмещения возможных убытков. Другое назначение резерва состоит в выплате причитающихся доходов инвесторам или кредиторам, но производятся такие выплаты из резервного фонда лишь в том случае, если эти цели не покрывает чистая прибыль организации. Формировать резервный капитал многим фирмам, включая АМК, вовсе не обязательно, кроме случаев, когда организации приходится привлекать инвестиции или брать кредит.
Следует знать, что уставный, добавочный и резервный капиталы не всегда удается использовать в качестве источников для долгосрочных капитальных вложений. В таких случаях важно иметь представление о других источниках. Наиболее доступным из них служит нераспределенная прибыль. Прибыль вообще возникает как разница между доходами и расходами организации, однако значительная часть этой суммы тратится на заранее установленные цели. Чтобы верно оценить распределение прибыли, фирме следует создать фонды специального назначения (целевые фонды), в которых будут регулярно накапливаться отчисления от чистой прибыли. По своему назначению специальные фонды подразделяются на фонды потребления и фонды накопления. Вторые, то есть как раз фонды накопления, предназначаются для капиталовложений, самофинансирования. За счет этих фондов осуществляется техническое перевооружение организации, реконструкция, освоение новых видов услугит. д.
Интересны амортизационные отчисления как источник финансирования долгосрочных вложений. Как известно, амортизация начисляется на себестоимость услуг и в таком виде переходит в выручку от реализации данных услуг. Выручка же имеет вид денежных средств, которые поступают в кассу агентства (либо на расчетный счет организации в коммерческом банке). Таким образом, амортизационные отчисления на какое-то время возвращаются в фирму и, будучи выделены из остального потока, могут использоваться для финансирования капитальных вложений в основные средства и не материальные активы.
|
|
Наряду с собственными источниками финансирования долгосрочных капитальных вложений принято различать и заемные. Данный вид источников представлен кредитами банков и займами, предоставленными другими юридическими или физическими лицами на условиях возвратности. Кредиты банков и заемные средства (счета 66.Расчеты по краткосрочным кредитам и займам. и 67.Расчеты по долгосрочным кредитам и займам.) показывают величину заемных средств для долгосрочных вложений и предполагают предусмотренный заранее источник возврата этих средств и процентов за их использование.
Из всего вышесказанного видно, что промоутерские акции выступают необходимым условием развития бизнеса. Они обеспечивают повышение пропускной способности каналов сбыта, а значит, в конечном итоге стимулируют спрос и делают продукцию предприятия известной среди потребителей.
Если для агентства маркетинговых коммуникаций промоутерские акции выступают в качестве основной формы деятельности, то из-за этого может показаться, будто для него самофинансирование необязательно. Однако подобная мысль ложна - промо-акции должны непрерывно усложняться, совершенствоваться, становиться зрелищнее и разнообразнее. В процессе создания промо-акций необходимо опробовать все новые и новые приемы психологического и иного воздействия на потенциальных потребителей. Развиваться должен весь рекламный бизнес в целом, чтобы избежать участи пасть жертвой инфляции, когда услуги получаются слишком дорогими при низком их качестве и высоком объеме затрат. Поэтому рекламисту, равно как и рекламодателю, важно следовать путем инноваций, не ограничиваясь достижением обманчивой самоокупаемости.