Диагностика готовности к школе
Основной смысл определения психологической готовности к школьному обучению заключается в профилактике школьной дезадаптации и неуспеваемости будущих учеников.
Диагностику психологической готовности к школьному обучению проводит школьный психолог. Сейчас существует немало диагностических программ, содержащих конкретные методики, которыми профессионально владеет школьный психолог.
Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждает общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, интеллектуальной, речевой сферах и произвольности.
Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Развитие произвольного поведения не рассматривается как самостоятельная составляющая готовности к школе, поскольку учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности.
|
|
Уровень интеллекта должен быть таким, чтобы ребенок мог осуществлять обобщение.
Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы.
Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха.
Одним из наиболее продуктивных современных подходов к определению психологической готовности к школе является подход Н.И. Гуткиной1 (Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический проект, 2000.). В диагностической программе используется следующий комплекс методик2. Для специалистов «Диагностическая программа по психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткиной издается в виде пакета, содержащего методичку и стимульный материал.
Мотивационная сфера
1) Методика определения доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
2) Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника».