Структура физической культуры как части базовой культуры личности состоит из тех же универсальных компонентов, что и нравственная и эстетическая. Поэтому выстроить структуру физической культуры вам предлагается самостоятельно
Каковы задачи и содержание воспитания физической культуры?
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:
– содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
– развитие основных двигательных качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты.
Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества;
– формирование жизненно важных двигательных умений и навыков и действий?
Ответьте на вопрос:
Что такое двигательные умения и двигательные действия? Назовите наиболее жизненно значимые двигательные действия, умения и навыки
|
|
– воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;
Ответьте на вопрос: каковы, на ваш взгляд, наиболее важные педагогические условия. при которых данная задача может быть решена успешно, или другими словами, как можно сформировать и закрепить ребенка (подростка) устойчивый интерес к занятиям физической культурой?
– приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
Каковы основные средства воспитания физической культуры?.
К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.
Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания.
Она включает в себя гимнастику, игры, туризм, спорт.
С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную.
В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших спортивные.
|
|
Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества.
В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и, уж конечно, действенным фактором специально организованных процедур — солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.