Это самое трудное и опасное занятие; этим должны заниматься истинные воспитатели. Этот один талант – уметь наказывать ребенка – дороже десятка других, вместе взятых. Наказание должно быть не превышающим преступление, и назначение его – для исцеления и исправления, и должно соответствовать проступку.
А) Ребенок вертится. Можно поставить «на часы», т.е. играть роль часового у определенного предмета: лопата, палка, воткнутая в землю. Это всё, конечно, делается дома, не во время богослужения. Покажите ему как нужно стоять: не подгибать колен и не оборачиваться. Сразу сказать ему, на какое время он ставится: четверть часа, полчаса. Ни одним видом наказания не следует злоупотреблять, лучше не добрать, нежели пересолить. Хорошо, когда за ним кто-либо наблюдает, и если он лукавит и нарушает условия, то он должен по знаку, сигналу или свистку подбежать к старшему и после расспроса нужно, чтобы он обязательно сознался, что он нарушил правила наказания. Сразу поясните ему, что если будет дан такой-то сигнал, то он должен с места стояния бегом подбежать к вам и после собеседования снова бегом вернуться на пост. Снова повторите ему, что плохое стояние на часах, как и плохая работа, плохо сделанный кувшин – рассыпались, всё начинается с нуля. Если ребенок стоит серьезно, не нарушает правила, то обязательно сократите время стояния: амнистия за хорошее поведение, но время сокращения не должно превышать одной трети назначенного времени. После этого нужно снова подробно разобрать его проступок. И покажите пользу данного наказания. Обязательно приведите несколько текстов из Священного Писания о пользе терпения. Лк.21:19 – «Терпением вашим спасайте души ваши». Иак.1:3 – «Зная, что испытание вашей веры производит терпение»; Иак.1:4 – «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Рим.5:3 – «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда». Сир.2:14 – «Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь посетит?»
|
|
Б) Плохо кланяется. Неправильно совершает крестное знамение. – Можно вывести из церкви и расспросить о причине. Если не болен, то предупредить и снова вернуть. По возвращении из храма поставить на поклоны земные с крестным знамением – сто поклонов. В воскресенье наказаний нет, так же и для причастников. Это правило может быть изменено для особо злостных нарушителей, дерзких и непокоривых. Пояснение: наказание ребенка, как и вообще наказание – дело исключительно тонкое, деликатное и крайне опасное. Но без наказания нет воспитания, дисциплины и порядка.
|
|
Если нет авторитета старшего, то необходимо будет закрыть школу, детский лагерь, церковь. Наказывать ребенка можно только после допроса его: знал ли он, что идет на нарушение, и какое будет последствие этого. Сегодня на сотню воспитателей и учителей едва ли найдешь одного, годного на должность наказывающего (экзекутора-судьи-прокурора – всё в одном лице). Если нет стопроцентной уверенности о виновности нарушителя, то не наказывать вообще, а только предупредить. Ребенок должен знать, что ложь страшный грех, от диавола. Солгавший будет наказан обязательно сильнее. Иоан.8:44 – «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». 1Иоан.4:20 – «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Откр.21:8 – «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». Лк.13:27 – «Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». 1Иоан.5:17 – «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти».
Пример: за 28 лет в нашем православном детском трудовом лагере-стане не был наказан несправедливо никто, не был унижен, или чтобы над ним кто-то посмеялся после наказания. До наказания и после наказания нужно дать подробные разъяснения данному случаю и помолиться.
В) Ребенок сквернословит. Предварительно с детьми проводится беседа и подробно с примерами библейскими и житейскими показывается какое горе ждёт сквернослова-матерщинника. Мф.12:37 – «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Еф.4:29 – «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Мф.12:36 – «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда».
«Бранное слово – низость и убожество души» А.П. Чехов.
«Пусть с фронта борьбы поступают сводки,
Что вышли победителями из боя злого:
Не выпито ни единого стакана водки,
Не сказано ни единого бранного слова». В.В. Маяковский.
(Хотя сам Володя был страшный матерщинник, богохульник, блудник и самоубийца).
И предупредить ребенка, что если подобное еще случится, то его молодой язык отведает молодой крапивы. Наказания обязательно производятся в полностью уединенном месте сеткой-авоськой или крапивой, но никак не рукой. Если ребенок нарушил случайно это правило, а раньше за ним этого не наблюдалось, то можно по договору с ним, что он никому об этом не расскажет – его не наказывать, а только создать видимость наказания, (создать хлопок сеткой по столу) с предупреждением, что если подобное повторится, то это неисполненное наказание (условный срок) будет приплюсовано к новому нарушению. Ребенок должен знать, а он это обязательно запомнит, сколько «горячих» стоит такой проступок. Например, за сквернословие – три раза провести крапивой по губам.
Слыша это, лицемеры начнут возмущаться, пугать конвенцией прав ребенка, но для нас никаких законов не существует, кроме божественных. Всё остальное временное, развращающее, погибельное.