Ранги взвешенных потребительских характеристик шампуней

№ п/п Наименование показателя Ранги показателей
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
  запах         11,5 11,5    
  цвет       12,5   11,5 12,5  
  консистенция       12,5 11,5   12,5  
  моющая способность 1,5   1,5         1,5
  пенообразование     1,5 3,5     2,5 1,5
  смываемость 4,5     3,5 4,5     3,5
  экономичность     8,5         7,5
  расчесываемость 4,5     9,5 4,5 6,5    
  электризуемость       9,5   6,5 9,5  
  блеск     6,5          
  податливость волос     6,5       9,5 7,5
  длительность сохранения чистоты     8,5          
  негативные реакции 1,5           2,5 3,5

Для проверки согласованности мнений экспертов использовался коэффициент конкордации:

W=

Где d – сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого взвешенного показателя от средней величины суммы рангов; -показатель связанных рангов.

Величина d определяется по формуле

d=

Показатель связанных рангов

Где - количество связанных рангов в одной группе; z – порядковый номер групп связанных рангов; l – количество групп связанных рангов.

Используя приведенные выше формулы, формулу расчета коэффициента конкордации:

W=

Подставим данные табл. 9 в эту формулу, получили W=0,93.

Значимость коэффициента конкордации определяли с помощью критерия Пирсона:

Критерий Пирсона составил 89,28. Полученное значение критерия Пирсона сопоставляли с его предельным значением при уровне значимости Р=0,01 и числе степеней свободы V=n-1 = 12. Поскольку 2 = 89,28 > 2 = 26,21, то степень со­гласованности мнений экспертов считается удовлетворительной, а полученные коэффициенты весомости показателей можно ис­пользовать для комплексной оценки конкурентоспособности шампуней без дополнительных уточнений.

Для оценки степени согласованности мнений двух экспертов (или двух групп экспертов) применяется коэффициент ранговой корре­ляции (R) по Спирмену, который рассчитывают по формуле

R=1- , (23)

где > — разность рангов двух экспертов (или групп) для i-го фактора.

Если результат расчета показал высокую согласованность оце­нок весомости показателей конкурентоспособности, полученные значения используются для дальнейшей оценки.

Комплексный экономический показатель конкурентоспособности можно рассчитать по уже известным экономическим показателям и цене потребления, складывающейся из затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.

Полная цена потребления

Ц=З+ , (24.1)

где Ц —цена потребления товара, руб.; 3 — затраты на приобретение товара, руб.; — средние суммарные затраты на эксплуатацию товара, относящиеся к i-му году службы, руб.; T—срок службы, лет; i—год по порядку.

При этом

, (25)

где Cj— эксплуатационные затраты по j-й статье, руб.; п — количество статей экс­плуатационных затрат.

В случае, если товар может быть продан после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус). Комплексный экономический показатель конкурентоспособности

,

где 3, 30 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемому товару и товару-образцу, руб.

Формулы (24.1) и (26.1) не учитывают коэффициент приведе­ния эксплуатационных затрат к расчетному году.

В случае учета коэффициента приведения эксплуатационных затрат формулы (24.1) и (26.1) принимают вид:

(24.2)

, (26.2)

где Iэ — комплексный экономический показатель конкурентоспособности; 3, 30 — затраты на приобретение соответственно анализируемого товара или услуги и образца товара или услуги конкурента, руб.; Сj-, Сoi суммарные затраты на эк­сплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в i-м году, руб.; Т— срок службы товара или результата услуги, лет; — коэффи­циент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.

Срок службы для товаров промышленного назначения может приниматься равным амортизационному периоду. Для товаров потребительского назначения оценку срока службы следует делать на основе фактического срока службы (или ресурса) аналогичных товаров, а также скорости морального старения товаров данного класса.

Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывают по формуле

К= . (27)

Данный показатель конкурентоспособности отражает уровень конкурентоспособности оцениваемого товара в потребительском эффекте, приходящемся на единицу цены потребления товара. Если К<1 то оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности и уступает образцу, а если К> 1, то пре­восходит его, при К= 1 конкурентоспособность образцов равна.

Весьма часто анализ конкурентоспособности проводят по не­скольким образцам. Интегральный показатель конкурентоспособ­ности товара по выбранной группе аналогов может быть рассчи­тан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдель­ному образцу:

, (28)

где Кср — интегральный показатель конкурентоспособности товаров относительно группы образцов; — показатель конкурентоспособности относительно i-го об­разца; > — весомость i-го образца в группе аналогов; N—количество аналогов.

Смешанный метод оценки представляет собой сочетание диф­ференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используют часть показателей, рассчитанных дифференциальным методом, и часть показателей, рассчитанных комплексным методом.

Вышеописанные методы оценки конкурентоспособности това­ра или услуги основаны на работе экспертной группы, которая ве­дет исследование, опираясь на собственные знания особенностей товара (услуги) и потребительского рынка.

Опросы потребителей требуют очень осторожного и тщатель­ного подбора респондентов. Мнения потребителей могут иметь достаточно большую вариацию даже в рамках однородной груп­пы потребителей и не дать правильного представления о важнос­ти показателей. На наш взгляд, наиболее достоверным будет мнение экспертов, имеющих многолетний опыт работы с потре­бителями, хорошо знающих покупательское поведение и потреб­ности.

Конкурентоспособность услуг оценить сложнее, чем конкурен­тоспособность товаров. Оценка услуг требует учета показателей времени, частоты, безотказности удовлетворения заявок и др.

Объектом оценки конкурентоспособности услуг является ре­зультат деятельности сервисного предприятия. В процессе оценки определяют качество обслуживания и только в некоторых случа­ях — материализованный результат обслуживания. Полезный эф­фект от услуги может оценить только потребитель на месте ис­пользования результатов услуги.

При комплексной оценке конкурентоспособности услуг следу­ет учитывать показатели удовлетворения потребностей покупате­лей.

Относительная частота заявок

H=

где и — число заявок, поступивших на услугу, соответственно фактическое и планируемое в течение условного периода времени.

Относительная стоимость услугиOТH) определяется как отно­шение стоимости выполненной i-й услуги к стоимости всех зая­вок, выполненных за определенный период времени, т е

,

где -стоимость i-и услуги, руб.; -стоимость всех заявок, выполненных за определенный период времени, руб.; n -количество заявок.

Другие единичные относительные показатели качества услуги определяют так же, как для товаров.

Пятый этап оценки конкурентоспособности — анализ получен­ных результатов и составление заключения о конкурентоспособ­ности товара или услуги.

В заключение могут быть сформулированы рекомендации по повышению ожидаемой конкурентоспособности товара или услу­ги; невозможности вступления в конкурентную борьбу на рынке без тщательной доработки качества товара или услуги, улучшения маркетинговой и коммерческой деятельности, в частности за счет рекламно-информационного сопровождения вхождения товара или услуги в рынок, а также другие меры, определяемые конкрет­но для каждого товара и услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: