№ п/п | Наименование показателя | Ранги показателей | |||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | ||
запах | 11,5 | 11,5 | |||||||
цвет | 12,5 | 11,5 | 12,5 | ||||||
консистенция | 12,5 | 11,5 | 12,5 | ||||||
моющая способность | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||
пенообразование | 1,5 | 3,5 | 2,5 | 1,5 | |||||
смываемость | 4,5 | 3,5 | 4,5 | 3,5 | |||||
экономичность | 8,5 | 7,5 | |||||||
расчесываемость | 4,5 | 9,5 | 4,5 | 6,5 | |||||
электризуемость | 9,5 | 6,5 | 9,5 | ||||||
блеск | 6,5 | ||||||||
податливость волос | 6,5 | 9,5 | 7,5 | ||||||
длительность сохранения чистоты | 8,5 | ||||||||
негативные реакции | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Для проверки согласованности мнений экспертов использовался коэффициент конкордации:
W=
Где d – сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого взвешенного показателя от средней величины суммы рангов; -показатель связанных рангов.
|
|
Величина d определяется по формуле
d=
Показатель связанных рангов
Где - количество связанных рангов в одной группе; z – порядковый номер групп связанных рангов; l – количество групп связанных рангов.
Используя приведенные выше формулы, формулу расчета коэффициента конкордации:
W=
Подставим данные табл. 9 в эту формулу, получили W=0,93.
Значимость коэффициента конкордации определяли с помощью критерия Пирсона:
Критерий Пирсона составил 89,28. Полученное значение критерия Пирсона сопоставляли с его предельным значением при уровне значимости Р=0,01 и числе степеней свободы V=n-1 = 12. Поскольку 2 = 89,28 > 2 = 26,21, то степень согласованности мнений экспертов считается удовлетворительной, а полученные коэффициенты весомости показателей можно использовать для комплексной оценки конкурентоспособности шампуней без дополнительных уточнений.
Для оценки степени согласованности мнений двух экспертов (или двух групп экспертов) применяется коэффициент ранговой корреляции (R) по Спирмену, который рассчитывают по формуле
R=1- , (23)
где > — разность рангов двух экспертов (или групп) для i-го фактора.
Если результат расчета показал высокую согласованность оценок весомости показателей конкурентоспособности, полученные значения используются для дальнейшей оценки.
Комплексный экономический показатель конкурентоспособности можно рассчитать по уже известным экономическим показателям и цене потребления, складывающейся из затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.
Полная цена потребления
|
|
Ц=З+ , (24.1)
где Ц —цена потребления товара, руб.; 3 — затраты на приобретение товара, руб.; — средние суммарные затраты на эксплуатацию товара, относящиеся к i-му году службы, руб.; T—срок службы, лет; i—год по порядку.
При этом
, (25)
где Cj— эксплуатационные затраты по j-й статье, руб.; п — количество статей эксплуатационных затрат.
В случае, если товар может быть продан после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус). Комплексный экономический показатель конкурентоспособности
,
где 3, 30 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемому товару и товару-образцу, руб.
Формулы (24.1) и (26.1) не учитывают коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.
В случае учета коэффициента приведения эксплуатационных затрат формулы (24.1) и (26.1) принимают вид:
(24.2)
, (26.2)
где Iэ — комплексный экономический показатель конкурентоспособности; 3, 30 — затраты на приобретение соответственно анализируемого товара или услуги и образца товара или услуги конкурента, руб.; Сj-, Сoi — суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в i-м году, руб.; Т— срок службы товара или результата услуги, лет; — коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.
Срок службы для товаров промышленного назначения может приниматься равным амортизационному периоду. Для товаров потребительского назначения оценку срока службы следует делать на основе фактического срока службы (или ресурса) аналогичных товаров, а также скорости морального старения товаров данного класса.
Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывают по формуле
К= . (27)
Данный показатель конкурентоспособности отражает уровень конкурентоспособности оцениваемого товара в потребительском эффекте, приходящемся на единицу цены потребления товара. Если К<1 то оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности и уступает образцу, а если К> 1, то превосходит его, при К= 1 конкурентоспособность образцов равна.
Весьма часто анализ конкурентоспособности проводят по нескольким образцам. Интегральный показатель конкурентоспособности товара по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:
, (28)
где Кср — интегральный показатель конкурентоспособности товаров относительно группы образцов; — показатель конкурентоспособности относительно i-го образца; > — весомость i-го образца в группе аналогов; N—количество аналогов.
Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используют часть показателей, рассчитанных дифференциальным методом, и часть показателей, рассчитанных комплексным методом.
Вышеописанные методы оценки конкурентоспособности товара или услуги основаны на работе экспертной группы, которая ведет исследование, опираясь на собственные знания особенностей товара (услуги) и потребительского рынка.
Опросы потребителей требуют очень осторожного и тщательного подбора респондентов. Мнения потребителей могут иметь достаточно большую вариацию даже в рамках однородной группы потребителей и не дать правильного представления о важности показателей. На наш взгляд, наиболее достоверным будет мнение экспертов, имеющих многолетний опыт работы с потребителями, хорошо знающих покупательское поведение и потребности.
Конкурентоспособность услуг оценить сложнее, чем конкурентоспособность товаров. Оценка услуг требует учета показателей времени, частоты, безотказности удовлетворения заявок и др.
|
|
Объектом оценки конкурентоспособности услуг является результат деятельности сервисного предприятия. В процессе оценки определяют качество обслуживания и только в некоторых случаях — материализованный результат обслуживания. Полезный эффект от услуги может оценить только потребитель на месте использования результатов услуги.
При комплексной оценке конкурентоспособности услуг следует учитывать показатели удовлетворения потребностей покупателей.
Относительная частота заявок
H=
где и — число заявок, поступивших на услугу, соответственно фактическое и планируемое в течение условного периода времени.
Относительная стоимость услуги (СOТH) определяется как отношение стоимости выполненной i-й услуги к стоимости всех заявок, выполненных за определенный период времени, т е
,
где -стоимость i-и услуги, руб.; -стоимость всех заявок, выполненных за определенный период времени, руб.; n -количество заявок.
Другие единичные относительные показатели качества услуги определяют так же, как для товаров.
Пятый этап оценки конкурентоспособности — анализ полученных результатов и составление заключения о конкурентоспособности товара или услуги.
В заключение могут быть сформулированы рекомендации по повышению ожидаемой конкурентоспособности товара или услуги; невозможности вступления в конкурентную борьбу на рынке без тщательной доработки качества товара или услуги, улучшения маркетинговой и коммерческой деятельности, в частности за счет рекламно-информационного сопровождения вхождения товара или услуги в рынок, а также другие меры, определяемые конкретно для каждого товара и услуги.