Тема 1.1. Методология и методы социально-психологического исследования

При освоении материала необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты. Важно выделить основные особенности социально-психологического исследования, выявить его специфику. Студент должен понимать и уметь правильно формулировать такие категории, как предмет и объект социально-психологического исследования, адекватно ставить цели и задачи, формулировать гипотезы исследования.

Особое значение имеет понимание основных этапов эксперимента, лежащее в основе адекватного планирования экспериментальной работы. Следует подробно разобраться в сути каждого этапа социально-психологического исследования, определить его специфику.

Студенту необходимо иметь представление об особенностях каждого социально-психологического метода, где он применяется, и какие исследовательские задачи позволяет решать. Следует четко разделять методы с высоким уровнем формализации и малоформализированные методы. Рассматривая методы первого типа, нужно особое внимание обратить на такие важные критерии, как валидность, надежность метода и уровень его стандартизации.

К практическим занятиям студенты готовят конспекты по источникам рекомендуемой по дисциплине литературы, выполняют творческие задания, проводят экспериментальные исследования в мини-группах. При подготовке эксперимента и презентации результатов работы студентам необходимо ориентироваться на требования, представленные в данном разделе Рабочей программы. При подготовке к практическим занятиям (в особенности для успешного выполнения творческих заданий, связанных, с разработкой методик или интерпретацией данных исследования) студенты могут воспользоваться также дополнительными источниками, рекомендованными преподавателем на занятиях.

Практическое занятие 1 Метод наблюдения и эксперимент в социальной психологии:

Акцент должен быть сделан на рассмотрении специфики применения метода наблюдения в социальной психологии. Студентам предлагается придумать свои примеры таких экспериментальных исследований, где необходимо использовать метод наблюдения для диагностики социально-психологических феноменов. Необходимо понимание того, как правильно планировать и проводить наблюдение, регистрировать зафиксированные данные, а затем адекватно интерпретировать полученные результаты. Важно определить, в каких сферах применяются различные виды наблюдения (включенное - невключенное, одиночное – лонгитюдное, констатирующее – оценивающее и др.), позитивные стороны и недостатки каждого из видов. При анализе ошибок наблюдений (например, гало-эффект, ошибка центральной тенденции и т.д.) предлагается продумать основные пути их преодоления.

Особое внимание следует уделить таким моментам, как «структура социально-психологического эксперимента», «основные этапы проведения экспериментального исследования», «качественная и количественная обработка экспериментальных данных». Необходимо также проанализировать сходство и различия основных видов социально-психологического эксперимента (лабораторный, естественный, формирующий и констатирующий).

При планировании и проведении эксперимента необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Прочитать описание эксперимента С. Милграма «психологическая карта Нью-Йорка» и «психологическая карта Парижа» (см. [5, гл. 5, 6, с. 78-116] из списка дополнительной литературы).

2. Продумать объект исследования, сформулировать цель, задачи, гипотезу (или гипотезы) экспериментального исследования, определить объем и состав выборки

3. Провести исследование. Материалы: карандаш, лист бумаги формат А4. Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, карту Москвы, как вы ее себе представляете (не нужно вспоминать и пытаться копировать туристические или географические карты), нумеруя каждый нарисованный объект по порядку»

4. Проанализировать рисунки, интерпретировать данные.

5. Собрать все данные по группе, проанализировать, сделать общие выводы (подтвердилась ли первоначальная гипотеза, как этот факт можно объяснить).

6. Оформить письменно результаты работы и подготовить устное выступление.

Практическое занятие 2: Метод опроса и метод анализа документов:

Основное внимание следует уделить вопросу основных видов и области практического применения метода опроса в социальной психологии. Необходимо знать этапы построения опроса, виды вопросов, правила их формулирования. Используя рекомендуемые источники, дать ответ на вопрос о сходстве и различии применения такого метода, как интервью в социальной психологии и социологии. Необходимо определить достоинства и недостатки метода беседы, проанализировать ее структуру и организацию. Отдельное внимание нужно уделить проблеме анализа полученных с помощью беседы данных. Следует ознакомиться с основными этапами проведения консультации в социальной психологии, подумать, какие проблемы могут лежать в ее основе, какие требования (профессиональные умения, навыки, знания и личностные особенности) предъявляются к консультанту.

Следующий вопрос – применение анкет и тестов в социальной психологии, достоинства и недостатки этих методов. Предлагается также зафиксировать в тетрадях основные классификации тестов (например, групповые и индивидуальные, вербальные и невербальные и т.д.) и на каждый вид теста найти в литературе (см., например, [3] из списка обязательных источников) примеры конкретных методик. Используя основную и дополнительную литературу, следует отметить основные требования к построению анкет и тестов и их применению (задание лучше выполнить в письменной форме).

При подготовке к занятию необходимо обратить особое внимание на такую подтему, как «количественно - качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности». Студенту важно понять, как дается интерпретация данных, полученных с помощью методов анализа продуктов деятельности. Также предлагается проанализировать способы снижения субъективности при анализе таких данных. Особое внимание необходимо уделить методу контент-анализа и ответить на вопрос, в чем суть данного метода, каким образом выделяются единицы анализа, проводится количественный подсчет и описываются полученные данные.

Практическое занятие 3 Методы изучения межличностных отношений в группах разного типа:

Студенту-магистранту необходимо знать основные социально-психологические методы, направленные на изучение межличностных отношений, а также области их практического применения. Прежде чем разбирать основные методы, следует вначале выяснить, что представляет собой понятие «межличностные отношения». Кроме того, необходимо отличать это понятие от «межличностного взаимодействия» и «межличностного общения».

Далее перечислены основные методы и методики, которые необходимо изучить. Социометрия, аутосоциометрия (параметрический и непараметрический вариант, социометрические критерии и индексы, социограмма, социометрическая матрица, правила ее построения). Референтометрия, аутореферентометрия. Тест «Восприятие индивидом группы» (Мосейко, Нелисова, 1982). Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А.С. Михалюк, Л.Ю. Шалыто). Тест диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методика «Значимость другого человека» (В.Н. Куницына). Определение ЦОЕ группы (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев). Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива (Г.Почебут).

Практическое занятие 4 Групповые методы в практической социальной психологии:

При подготовке по данной теме следует остановиться на таких вопросах, как «основные принципы построения и проведения социально-психологического тренинга», «классификация видов психотренинга», «организация и планирование исследования в малых группах при проведении психотренинга». Также необходимо понять, чем отличаются психотренинг и психотерапия, на что направлены, в каких условиях они применяются.

Фокус – группы рассматриваются как особый вид качественных методов социально-психологического исследования. Отвечая на данный вопрос, следует разделить понятия «количественные исследования» и «качественные исследования». Необходимо понять суть качественного подхода в социальной психологии и социологии, выделить как достоинства, так и ограничения при использовании данных методов исследования. Разбирая тему применения метода фокус-групп в социальной психологии, внимание нужно уделить следующим вопросам: область применения метода, особенности процедуры проведения, подбор респондентов, роль и функции модератора и др.

При подготовке к зачету необходимо прочитать, законспектировать основные ключевые моменты из источников, рекомендованных в разделе обязательной литературы, по возможности, проанализировать из списка дополнительной литературы монографии и учебные пособия. Также следует знать основные социально-психологические методики в рамках изученных методов (см. темы практических занятий), области их применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: