В 7-ом классе – нет упражнений

В 8-ом классе – 2 упражнения по подготовке к написанию подробного изложения: [9: 290-292]

В 9-ом классе – 4 упражнения по подготовке к написанию подробного изложения:. [8: 49-50], [8: 99-100], [8: 139-140], [8: 174].

Вся работа, направленная на обучение изложению с 5 по 9 класс, сосредоточена на 10 упражнениях, чего явно недостаточно для качественной подготовки к выполнению части ГИА по написанию сжатого изложения в 9 классе.

Кроме того, в учебниках имеются упражнения с заданиями, которые направлены на формирование общеречевых умений, необходимых для написания текста любого изложения: озаглавить текст, определить тип речи, стиль речи, указать средства связи предложений, разделить текст на смысловые части, сформулировать основную мысль текста.

В научно-методической литературе на важность формирования специальных умений, необходимых для создания текста сжатого изложения, обращают внимание многие авторы, в том числе учителя-практики, но общепринятой классификации нет. Мы попробовали вычленить специальные умения и систематизировать их в классификацию, дополняя ее умениями, заявленными в работах следующих авторов: Л.М.Пулялиной; Н.А.Черемисиной; Е.М. Ляшиной; Д.М.Швецовой, А.В. Волковой, Н.А.Шапиро.

Специальные умения, необходимые для написания сжатого изложения: извлекать информацию при аудировании и чтении, сжимая ее; выделять главную и второстепенную информацию; определять микротемы исходного текста и сохранять их точное количество в сжатом изложении; умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания; использовать способы сжатия текста – исключение, обобщение, замена.

В течение 2012-2013 и 2013-2014 учебного года мы разработали и осуществили педагогический эксперимент, который состоял из 3 этапов: диагностирующего, формирующего и контрольного. Мы провели диагностику знаний о сжатом изложении и выяснили степень сформированности только специальных речевых умений у учеников 8 класса, необходимых для создания текста сжатого изложения по прослушанному тексту. Далее нами было осуществлено моделирование формирующего этапа работы, который предполагал введение в учебный процесс упражнений и заданий, которые позволяют формировать специальные речевые умения. Эксперимент проводился в «8» классе МОУ ООШ «Сепольской основной общеобразовательной школы».

На диагностику учащихся было отведено 2 урока. Учащиеся писали сжатое изложение по тексту публицистического стиля, тип данного текста - рассуждение, тема – роль книги в жизни человека.

Сжатое изложение проверялось по критериям, аналогичным для проверки сжатого изложения в тесте ГИА по русскому языку для 9 класса.

Показатели учащихся по критериям оценивания изложения:

Критерии оценивания изложения
1. Передача основного содержания прослушанного текста
2. Выделение микротем
3. Использование приёмов сжатия текста
4. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: отсутствие логических ошибок
5. Абзацное членение

Полученные данные позволили нам сделать вывод: учащиеся не умеют использовать приёмы сжатия текста, не все микротемы отражают в тексте сжатого изложения, нарушают логику передачи содержания прослушанного текста, не выделяют абзацы.

Для улучшения результатов по написанию сжатого изложения в 8 и в 9-м классах проводилась системная работа, направленная совершенствование умений по созданию текстов сжатого изложения.

В работу по формированию практических умений были введены упражнения, формирующие следующие умения: определять количество микротем в тексте и передавать их содержание; умение использовать приёмы сжатия текста; умение передавать содержание текста не нарушая логику. Приведем некоторые примеры:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: