Народная художественная культура. Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г

Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех че­ловек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живо­писца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком.

Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нане­сения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погру­жает букет в глубину фона. Далее следует «плотное корпус­ное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бли-ковка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завер­шает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очер­чивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики.

Расширяя выразительные средства, живописцы Жосто-ва разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий ри­сунок панциря черепахи.

Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам. На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникально­го вида русского народного искусства.

Народная керамика

Керамика — различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и


Основные виды и жанры
____________ народного худож ественного творчества

декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин.

Майоликой называют изделия из гончарных глин, по­крытые цветными непрозрачными глазурями - эмалями.

Терракота - это изделия из обожженной глины, не по­крытые глазурями.

Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина — каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

Гжельская керамика. В Гжели, Речицах, Турыгине и других селах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно.

Впоследствии, когда русским ученым Д.И. Виноградо­вым в середине XVIII века был открыт секрет состава фарфо­ровой массы, гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора. Это прежде всего разнообразная посуда: маслен-






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: