бумаги, шкур и шерсти животных, а также их разнообразных сочетаний. Для игрушки русских кустарей этого периода становятся характерными детальная пластическая и колористическая конкретность, правдоподобие, разнообразие цветовых сочетаний, прикладная или автономная роль цвета и его свойств в зависимости от особенностей используемых материалов. Конструктивная подвижность, театральность жестикуляции фигурок, многократность повторения действий, его логическая связь с жизненной ситуацией, возможность изменять ритм и темп движения игрушки в процессе игры, — все эти новые свойства игрушки обеспечивали активную реакцию ребенка на игрушку с движением. Весьма распространенное звуковое сопровождение промысловой игрушки подчинялось ее тематике и пластике.
Прекрасным образцом промысловой игрушки рубежа веков является матрешка - вкладывающаяся одна в другую многочастная игрушка, выточенная на токарном станке. Она возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской токарной игрушки («гоко-да грума») и русской складной посуды в московской мастерской А.И.Мамонтова «Детское воспитание». Авторы этой национальной формы игрушки - сер-гиево-посадский токарь В.П.Звездочкин и художник С.В.Малютин, создавшие в игрушке образ русской девушки, названной «Матреной» (или «Матрешей»), Производство матрешки началось в конце XIX — начале XX вв. в Сергие-вом Посаде, где их создавали как в учебно-показательной игрушечной мастерской Московского губернского земства, так и в Промышленной игрушечной артели (ныне Фабрика художественных изделий и игрушек) и в частных мастерских. В 1920-х годах матрешечное производство было перенесено в Нижегородскую губ., Семеновский уезд (позже - Полховский Майдан и Крутец). Матрешка стала всемирно знаменитым русским сувениром, выражающим русский национальный тип и характер. При этом она сохранила свое большое дидактическое значение и широко используется в детских играх и в настоящее время.
|
|
Народная художественная культура
Во второй половине XIX в. начали проводится исследования русской народной игрушки. Большой вклад в ее изучение внесли такие ученые, как А.А Бакушинский, Н.Д.Бартрам, А.Бенуа, Г.М Блинов, И.Я.Богуславская, В М.Василенко, В.С.Воронов, ГЛ.Дайн, А.Деньшин, М.А.Некрасова, Н.Церетелли и ряд других. Наиболее крупные и ценные коллекции русской народной игрушки хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования (Сергиев Посад Московской обл.), Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Государственном историческом музее (Москва), Музее народного искусства НИИХП (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).
|
|
В настоящее время русская народная игрушка утрачивает свою игровую функцию и все чаще используется как декоративная скульптура или сувенир. В современной культуре и педагогике народная игрушка воспринимается как действенное средство развития и этнохудожественного воспитания детей, активизации процесса их этнокультурного самосознания.
Литература
Бардина РА. Изделия народно-художественных промыслов и сувениров.-М, 1990.
Бартрам Н.Д. Игрушка - радость детей- М., 1912.
Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке.-М., 1977.
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка: Альбом.-Л., 1976.
Бусева-Давыдова ИЛ. Игрушки Крутца.- М., 1991.
Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву
XVII-XX вв.-М., 1960. ;
Дайн ГЛ. Русская народная игрушка- М., 1981. Дайн ГЛ. Игрушечных дел мастера. - М., 1994. Дайн Г.Л. Русская игрушка: Альбом. - М, 1987. 410
Основные виды и жанры
__________ народн ого художественного творчества
Деньшин А. Вятские старинные глиняные игрушки. - Вятка,
1926.
Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в
собрании Государственного Русского музея/Сост.
И.Я.Богуславская.-Л., 1976.
Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1986.
Дурасов Г.П. Игрушка, ее история и значение. - М., 1912.
Миловский АС. Народные промыслы: Встречи с самобытными
мастерами. - М, 1994.
Можаева ЕМ. Русские игрушечные кони. - М., 1976. I
Можаева Е., Хейфец А. Матрешка. - М., 1969. '.'-
Народное искусство Горьковской области. Выставка: Каталог. -
М., 1966.
Народные мастера. Традиции, школы. - Вып. I: Сб. ст.// Под
ред. М.А.Некрасовой, — М., 1985.
Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. - М., 1983.
Русская деревянная игрушка: Альбом - Текст Н.В.Тарановской.
-Л., 1968.
Сорокина АИ. Игры с народными дидактическими игрушками. 0 -М., 1950. { Церетели Н. Русская крестьянская игрушка. - М., 1933.
Чкалов А. Плотницкая игрушка // ДИ СССР. - 1961. — № 8.-
С.31-33.
><П '
\"0£___;. 1<.С'Л'Я1>.-О...
£££.;....;.'........................ „.'
<*t..................................:..
я...........................::..•........ ■..
Народная художественная культура
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...
Раздел 1. Теоретические и исторические аспекты
изучения народной художественной культуры....
' Глава 1. Основы теории народной
художественной культуры........................................
Глава 2. Мифологические истоки народной
художественной культуры........................................
Глава 3. Художественное творчество народа в
календарных праздниках и обрядах.........................
Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых
праздников и обрядов................................................
Глава 5. Художественный мир народных игр..........
.12
.12
.42
.76
.112 145
Народная
художественнАЯ
культурА