Основные виды и жанры народного художественного творчества. бумаги, шкур и шерсти животных, а также их разнооб­разных сочетаний.Для игрушки русских кустарей этого пе­риода становятся характерными детальная

бумаги, шкур и шерсти животных, а также их разнооб­разных сочетаний. Для игрушки русских кустарей этого пе­риода становятся характерными детальная пластическая и колористическая конкретность, правдоподобие, разнообразие цветовых сочетаний, прикладная или автономная роль цвета и его свойств в зависимости от особенностей используемых материалов. Конструктивная подвижность, театральность жестикуляции фигурок, многократность повторения дейст­вий, его логическая связь с жизненной ситуацией, возмож­ность изменять ритм и темп движения игрушки в процессе игры, — все эти новые свойства игрушки обеспечивали ак­тивную реакцию ребенка на игрушку с движением. Весьма распространенное звуковое сопровождение промысловой иг­рушки подчинялось ее тематике и пластике.

Прекрасным образцом промысловой игрушки рубежа веков является матрешка - вкладывающаяся одна в другую многочастная игрушка, выточенная на токарном станке. Она возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской то­карной игрушки («гоко-да грума») и русской складной посу­ды в московской мастерской А.И.Мамонтова «Детское вос­питание». Авторы этой национальной формы игрушки - сер-гиево-посадский токарь В.П.Звездочкин и художник С.В.Малютин, создавшие в игрушке образ русской девушки, названной «Матреной» (или «Матрешей»), Производство матрешки началось в конце XIX — начале XX вв. в Сергие-вом Посаде, где их создавали как в учебно-показательной иг­рушечной мастерской Московского губернского земства, так и в Промышленной игрушечной артели (ныне Фабрика художественных изделий и игрушек) и в частных мастерских. В 1920-х годах матрешечное производство было перенесено в Нижегородскую губ., Семеновский уезд (позже - Полховский Майдан и Крутец). Матрешка стала всемирно знаменитым русским сувениром, выражающим русский национальный тип и характер. При этом она сохранила свое большое дидак­тическое значение и широко используется в детских играх и в настоящее время.


Народная художественная культура

Во второй половине XIX в. начали проводится исследо­вания русской народной игрушки. Большой вклад в ее изуче­ние внесли такие ученые, как А.А Бакушинский, Н.Д.Бартрам, А.Бенуа, Г.М Блинов, И.Я.Богуславская, В М.Василенко, В.С.Воронов, ГЛ.Дайн, А.Деньшин, М.А.Некрасова, Н.Церетелли и ряд других. Наиболее круп­ные и ценные коллекции русской народной игрушки хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования (Сергиев Посад Московской обл.), Сергиево-Посадском музее-заповеднике, Государственном историческом музее (Москва), Музее народного искусства НИИХП (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).

В настоящее время русская народная игрушка утрачи­вает свою игровую функцию и все чаще используется как де­коративная скульптура или сувенир. В современной культуре и педагогике народная игрушка воспринимается как дейст­венное средство развития и этнохудожественного воспитания детей, активизации процесса их этнокультурного самосозна­ния.

Литература

Бардина РА. Изделия народно-художественных промыслов и сувениров.-М, 1990.

Бартрам Н.Д. Игрушка - радость детей- М., 1912.

Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народ­ной игрушке.-М., 1977.

Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка: Альбом.-Л., 1976.
Бусева-Давыдова ИЛ. Игрушки Крутца.- М., 1991.
Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву
XVII-XX вв.-М., 1960. ;

Дайн ГЛ. Русская народная игрушка- М., 1981. Дайн ГЛ. Игрушечных дел мастера. - М., 1994. Дайн Г.Л. Русская игрушка: Альбом. - М, 1987. 410


Основные виды и жанры
__________ народн ого художественного творчества

Деньшин А. Вятские старинные глиняные игрушки. - Вятка,

1926.

Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в

собрании Государственного Русского музея/Сост.

И.Я.Богуславская.-Л., 1976.

Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1986.

Дурасов Г.П. Игрушка, ее история и значение. - М., 1912.

Миловский АС. Народные промыслы: Встречи с самобытными

мастерами. - М, 1994.

Можаева ЕМ. Русские игрушечные кони. - М., 1976. I

Можаева Е., Хейфец А. Матрешка. - М., 1969. '.'-

Народное искусство Горьковской области. Выставка: Каталог. -

М., 1966.

Народные мастера. Традиции, школы. - Вып. I: Сб. ст.// Под

ред. М.А.Некрасовой, — М., 1985.

Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творче­ство как мир целостности. - М., 1983.

Русская деревянная игрушка: Альбом - Текст Н.В.Тарановской.

-Л., 1968.

Сорокина АИ. Игры с народными дидактическими игрушками. 0 -М., 1950. { Церетели Н. Русская крестьянская игрушка. - М., 1933.

Чкалов А. Плотницкая игрушка // ДИ СССР. - 1961. — № 8.-

С.31-33.

><П '

\"0£___;. 1<.С'Л'Я1>.-О...

£££.;....;.'........................ „.'

<*t..................................:..

я...........................::..•........ ■..





Народная художественная культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...


Раздел 1. Теоретические и исторические аспекты
изучения народной художественной культуры....

' Глава 1. Основы теории народной

художественной культуры........................................

Глава 2. Мифологические истоки народной

художественной культуры........................................

Глава 3. Художественное творчество народа в

календарных праздниках и обрядах.........................

Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых

праздников и обрядов................................................

Глава 5. Художественный мир народных игр..........


.12

.12

.42

.76

.112 145


Народная

художественнАЯ

культурА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: