Классификация социометрических критериев

1. По содержанию: производственные (официальные, формальные)(характеризует межличностные отношения в производственной сфере, «С кем бы вы хотели работать?») и непроизводственные (неофициальные, неформальные))(характеризует межличностные отношения в непроизводственной сфере «С кем бы вы хотели пойти на дискотеку?»);

2. По форме: коммуникативные (позволяет выявить существующие в группе типы взаимоотношений «С кем бы вы хотели или не хотели провести эту акцию?»), гностические (способствует определению уровня осмысленности каждым индивидом взаимоотношений внутри малой группы «Назовите тех, кто вас выбрал бы или не выбрал для проведения этой акции?»);

3. По характеру отношений: горизонтальные (двойные) (характеризует паритетность партнеров «С кем бы вы хотели сидеть за одной партой в аудитории?»), иерархические (одинарные) (предполагают соподчинение партнеров «Кого бы вы хотели видеть в качестве лидера для проведения этой акции?»);

4. По конкретности ситуации: сильные (акцентирует внимание на точной и конкретной ситуации выбора «С кем бы конкретно…?») и слабые (указывают на обстоятельства выбора в общем виде);

5. По степени надежности: критерий ранжирования.

Сильные и слабые стороны.

Социометрия – практически единственный метод, который фиксирует групповые явления (не индивидуальные характеристики). До этого все методы характеризовали индивида. Фокус-группа тоже отражает групповые интересы, но не в том ракурсе, в каком социометрия. Данные относительны. Выбор показателей (вид совместной деятельности) иногда сделать очень трудно, однако общая картина взаимодействия в группе на данный момент видна достаточно четко. Метод достаточно трудоемок, поэтому не используется на больших выборках, только на отдельных группах для решения специальных задач. Метод социометрии целесообразно применять в ситуациях, диктуемых концептуальными положениями исследования совместно с другими методами. Можно применить социометрию для проверки некоторых гипотез. Это единственный метод, рассматривающий жизнь группы изнутри.

Билет 9.Фокус-группа. Назначение и область применения. Основные принципы организации группы и проведения работы. Функции модератора и требования к нему. Области применения.

Билет 10. Фокус-группа. Назначение метода. Область применения. Процедура подбора участников фокус-групп. Принципы обработки полученных данных. Область применения.

Билеты 9, 10.Фокус-группа. Назначение и область применения. Основные принципы организации группы и проведения работы. Процедура подбора участников фокус групп. Функции модератора и требования к нему. Принципы обработки полученных данных.

Фокус – это ориентированность, направленность. Фокус-группа трактуется как метод глубокого группового интервью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: