В фокусе анализа именно группы, а не индивид. Мнение группы формируется под влиянием всего окружения, формируется на микро- и макро- уровнях.
Группа, созданная для проведения интервью, является искусственной моделью той или иной общественной подсистемы. Пр.: группа предпринимателей, безработных.
Групповое взаимодействие обязывает участников, выражая свое мнение, реагировать при этом на мнения других.
Важен механизм взаимодействия, т.к.:
1) большинство людей имеет ограниченную способность к самоанализу и самонаблюдению;
2) ограниченная способность словесного выражения своего понимания проблем.
Пользуясь мнениями – образами членами группы, развивая их, придавая им свой контекст, люди формируют ответы на вопросы, которые сами себе они не задавали. Форма работы в такой форме называется режимом активной генерации.
Пр.: консилиум врачей, педагогические и другие советы (предложения вариантов одним и другим, видение работы каждым участником).
На этапе встречи группа представляет собой недифференцированное целое, в ней нет структур взаимодействия. Эта общность (недифференцированное целое) очень быстро обретает представления и знания обо всех членах группы.
|
|
Дальнейшая дифференциация идет по линии выделения черт и характеристик участников группы:
1. доминирование- уступчивость;
2. новизна – традиционность;
3. агрессивность –застенчивость.
Процесс структурирования группы называется иерархической интеграцией.
После того, как процесс оформляется и становится стабильным, в группе одновременно идут два процесса: дифференциация (расхождение мнений) и интеграция (когда мнения оказывается близкими друг к другу).
Модератор – специалист, ведущий эту процедуру, старается не вмешиваться в интеграционные процессы, однако часто наступают моменты, когда он обязан (вынужден) это сделать. Пр.: затухание дискуссии или, наоборот, образовываются 2 стороны, которые не могут прийти к общему мнению.