v Маркетинговые исследования.
v При выяснении общественного мнения относительно последних событий, «горячих новостей».
v При тестировании радиорекламы.
v Экспресс-опросы.
v Исследование электорального поведения.
v Выявление основных проблем в районах города.
v Омнибус.
v Поисковые и пилотажные исследования.
Преимущества:
ü оперативность;
ü стандартность в способе доставки данных;
ü минимальное влияние интервьюера;
ü низкая себестоимость;
ü высокая степень конфиденциальности;
ü снижение затрат за счет объединения ресурсов;
ü результаты становятся тут же доступными для анализа;
ü высококачественный контроль;
ü специально разработанные компьютерные технологии позволяют сократить число ошибок.
Недостатки:
o Невозможность соблюсти репрезентативность выборки. Компенсируется случайным отбором телефонных номеров (randomdigitdialing).
o В Москве и Петербурге не менее 85% семей имеют телефоны, а в среднем по России – менее 50%.
o Большое число отказов.
|
|
o Недоверие к опросу.
o Неискренность ответов.
o Не все номера есть в телефонных книгах. Пр.: в телефонную книгу всей Финляндии 42% телефонов по просьбе их владельцев не включены. В Монреале в списках не значатся 19%.
o «Ситуативная ложь».
o Конформные и социально желательные ответы.
o Невнятные ответы и невозможность интерпретации некоторых ответов.
o Продолжительность телефонного интервью не может превышать 10-15 мин.
o Исключительно вербальные способы коммуникации, невозможность использования иных средств общения.
o В России недостаточная осведомленность людей о социологическом опросе, в том числе телефонном интервью.
o низкая культура интервьюирования приводит к неожиданным результатам.
Сравнение с другими методами:
Ø Опрашиваемые по телефону склонны существенно занижать уровень своих реальных доходов.
Ø Доля неискренних ответов на вопросы о предполагаемом электоральном поведении респондентов в телефонных интервью заметно выше (в среднем на 16%), чем в традиционных анкетных опросах.
Ø Число задаваемых вопросов в телефонном опросе обычно несколько больше, чем в почтовом, но меньше, чем в личном интервью.
Ø Скорость получения ответа, как правило, ниже, чем в очном, но выше, чем в почтовом опросе.
Обязательные требования:
Желательна подготовка интервьюеров.
Инструкция по работе с компьютерной программой.
Инструкция по общению с респондентом.
Повышенные требования к честности.
Обязательность контроля.
Наличие телефонных справочников.
Наличие специальной программы (факсимильные аппараты).
Наличие CATI-центра.
Разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросные бланки и кодировочные листы, дневник и протокол опроса (способы фиксации результатов).
Предварительное изучение карты города, мест компактного проживания представителей разных социальных групп.