Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет

Статья Дж. Брунера и К.Гудмен «Ценности и потребности как организующие факторы восприятия» доказала, что восприятие следует рассматривать как активный процесс.

Два типа детерминант восприятия:

  1. Автохтонные – это нейрофизиологические механизмы, определяющие выраженность соответствующих сенсорных эффектов: явления маскировки, одновременного и последовательного контраста, бинауральное биения.
  2. Поведенческие – активные приспособительные функции организма, которые имеют тенденцию к контролю и регуляции всех функций более высокого уровня, включая восприятия (феномен сенсорного обуславливания, влияния установки на характер аутокинетического движения, зависимость константности восприятия формы от инструкции испытуемому).

Поведенческие детерминанты задаются социальными и культурными ценностями субъекта, это активные приспособительные функции когнитивного уровня.

Гипотезы.

  • Восприятие социально значимых объектов подвержено влиянию поведенческих детерминант.
  • Чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие подвержено влиянию поведенческих детерминант.
  • В ситуации неопределенности соотношение автохтонных и поведенческих детерминант изменяется.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: