Лингвистические термины

Аббревиатура — сложносокращенное слово.

Вопросы для самопроверки

25. Какие слова называются многозначными? 2. Чем обуслов­лены прямое и производное значения слова? 3. На основе чего происходит перенос значения слова? 4. Что такое метафора?

От чего зависит образность метафор? 6. Какие метафоры ха­рактерны для юридической речи? 7. Что такое метонимия и как она образуется? 8. Как называется разновидность метонимии и в чем ее сущность? 9. Каковы особенности сочетаемости много­значных слов? 10. Каких ошибок, связанных с употреблением многозначных слов, следует избегать юристу? 11. Что такое омо­нимы и с чем связано их появление в языке? 12. Что такое не­полные омонимы? Каковы их разновидности? 13. Чем отлича­ются омонимы от многозначных слов? 14. Как даются омонимы в толковых словарях?

Примерный план практического занятия

Теоретическая часть

Понятие полисемии. Сущность явления. Основное и про­изводное значения слова. Разграничение полисемии и омони­мии.

Построение словарной статьи многозначного слова в тол­ковых словарях. Обозначение омонимов в словарях.

Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов и омонимов.

Практическая часть

Задание 1. Прочитайте в словаре С. И. Ожегова или в «Сло­варе русского языка» (М., 1981. Т. 1—4) словарные статьи слов дача, квалификация, право, эпизод, язык, брак, защита, гриф, суд, лицо, повод, ссылка. Выделите среди них многозначные слова и омонимы.

Задание 2. Среди многозначных слов, приведенных в разделе «Многозначные слова в речи юристов», выберите те случаи, где перенос значения происходит на основе сходства, и те случаи, где перенос значения возникает на основе смежности, т. е. на­зовите примеры метафоры, метонимии и синекдохи.

Задание 3. В отрывке из речи Н. П. Карабчевского по делу о крушении п/х «Владимир» выделите образные метафоры, пока­жите их функции в речи. Определите, на основе каких призна­ков произошел перенос значения слова в каждой из них.

Рассвет, опоздавший осветить место печальной катастрофы 27 ию­ня, конечно, навсегда останется кровавым в нашем воображении; бездна, жадно поглотившая в короткий миг, между утром и ночью, столько человеческих жертв, останется навсегда холодной и мрачной.

Задание 4. В приведенном ниже отрывке выделите много­значные слова и омонимы. Подумайте, каковы их функции в тексте.

Слово — полководец человечьей силы. В этом ярком и глубоком определении заключено признание могущественного воздействия сло­ва на человека. Каждый испытал силу слова на себе. Вовремя сказан­ное теплое, дружеское слово ободрит, обрадует, поможет преодолеть трудности; суровое и правдивое слово критики направит на верный путь, поможет стать нравственно чище, благороднее; вдохновенное слово оратора заронит в душу жажду большого дела, мечту о подвиге, воодушевит тысячи и тысячи людей на свершение великих задач, ко­торые народ поставил перед собой. А. Твардовский писал:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь — до дна.

Он говорил также, что слова «ведут на бой и труд». Не случайно у многих писателей и поэтов мы находим сравнение слова с оружием: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

Но свою роль помощника и оружия слово по-настоящему выпол­няет только тогда, когда им владеют. Знать язык так, чтобы уметь точ­но, ясно, интересно и убедительно сказать о деле, чтобы говорить с людьми с учетом обстановки, чтобы не затрудняться при письменном изложении мыслей, — это, без преувеличения, обязанность каждого гражданина. «Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хо­рошо им владеть» — это высказывание Горького, обращенное к писа­телям, относится к каждому из нас.

Задание 5. Определите и устраните ошибки, возникшие в ре­чи юристов в результате неудачного использования многознач­на слов и омонимов.

1. Для установления причин недостачи необходимо установить дви­жение перца внутри торгового куста. 2. Неизвестное лицо, заглянув в комнату № 9 общежития, плюнуло на Чураева и Глазунова. 3. В на­стоящее время его сын находится на поселении в Нижнем Ингаше Красноярского края, перебрасывается с места на место и продолжает злоупотреблять спиртными напитками. 4. Человек потерпел наказа­ние. 5. Козел гр-ки Динер травмировал брюки истца. 6. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами. 7. Лицо может быть ис­правлено без изоляции от общества. 8. Лодка, плывшая по реке, пере­вернулась, и лица последовали вверх ногами по течению. 9. Обнажен­ные души вчерашних влюбленных брошены на костер допроса.

Прибывшему сотруднику милиции подсудимая оказала сопротив­ление, выталкивая его корпусом.

Задание 6. В отрывке из воспоминаний А. Ф. Кони о Ф. М. Достоевском проследите, как с помощью метафор созда­на картина внутреннего развития преступления. Оцените рече­вое мастерство автора. Отметьте привычные метафоры, выдели­те образные; обоснуйте уместность их употребления.

Задавленный бедностью, оскорбленный и раздраженный неудача­ми, болезненно чуткий, нежный и впечатлительный студент Расколь­ников видит, как все более и более сжимается круг теснящей его нуж­ды, за пределами которого тщетно выбивается из сил скорбная фигура его любящей матери. Молодые силы напрасно ищут исхода. Почти не­избежный в страдающей душе затерянного в огромном и чуждом горо­де человека вопрос о праве сытых, спокойных, способных жить только для себя, бесплодно и бездушно, — возникает и у Раскольникова. Слу­чайно подслушанный разговор о злобной закладчице, сидящей «сторо­жевою тенью» на сундуках, где бесполезно лежат средства для разви­тия одних, для спасения от гибели других, порождает мысль о праве этой «вши» на существование. И тут в первый раз, как змейка, мелька­ет мысль об отнятии этого права. Она еще неопределенна, еще она не коснулась практических вопросов, еще как и каким образом не су­ществуют, — но она упала на подготовленную голодом, нуждою, уны­нием почву. Это зерно уже не склюют придорожные щебетуньи; а мрачные птицы отчаяния, летающие над душою Раскольникова, для зерна этого не опасны. В долгие дни сумрачной думы больная фанта­зия рисует мало-помалу картины практического осуществления; в об­думывании его, без всякой веры в его серьезность и возможность, но без освежающих ум картин, проходит время. И вот «проба» — и вдруг встает с ясностью эта возможность, осуществимость предприятия. Бу­дущая удобная обстановка с назойливой очевидностью бросается в гла­за. Зерно всходит на поверхность молодым побегом. Змейка, свившая себе гнездышко в душе Раскольникова, приходит в движение...

Задание 7. Расскажите о функциях многозначных слов в ре­чи оратора; при этом следите за использованием в вашей речи слов в переносных значениях.

Задание 8. Познакомьтесь со словарями: Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976; Колесни­ков Н. П. Словарь омонимов русского языка. Ростов н/Д, 1995. Расскажите на практическом занятии о построении словарной статьи в словаре. Выберите несколько омонимов, среди которых есть слова, являющиеся юридическими терминами.

Задание 9. Попробуйте составить для толкового словаря сло­варные статьи к словам преступление, закон, учитывая их мно­гозначность. Затем проверьте свои материалы по толковому словарю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: