Тактики преодоления тупиковых ситуаций

Тупиковые ситуации могут сложиться на разных этапах проектирования по самым разнообразным причи­нам: из-за не квалифицированно составленного техничес­кого задания, из-за недостатка информации, из-за несогла­сованности действий членов проектного коллектива и т.д.

· Тактика повторений – часть процесса проектирования осуществляется заново

· Тактика изменения основания поиска – часть процесса ведется в новом направлении. Тупиковая ситуация не столько преодолевается, сколько обходится.

· Тактика параллельного поиска – часть процесса, давшая неприемлемый результат, проигрывается дизайнерами, не участвовавшими в процессе проектирования.

Помимо данных тактик возможен следующий ряд действий для преодоления тупиковой ситуации:

· выйти за рамки исследовательской и проектной позиций и, встав на позицию критика, переоценить проектную си­туацию

· определить новые ценностные ориентиры

· с познавательно-проектной позиции выявить характер конфликта в контексте переосмысленной проектной си­туации

· сформулировать в объектных категориях («образ», «функция», «морфология», «технология») задачи преобра­зования объекта

· трансформировать проблему, выразив ее в катего­риальных оппозициях

· найти культурный образец, дающий предметную анало­гию смысловой структуре конфликта

сформулировать на этой основе замысел и воплотить его в трансформациях объекта.

Вопрос № 7.

Основные методологические подходы в дизайн-проектировании, их сущность, специфика, возможности использования в практической деятельности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.

В этом вопросе достаточно будет рассказать об основополагающих принципах системного и средового подходов.

Системное и комплексное проектирование, системный подход в дизайне связаны с необходимостью проектировать сложные, масштабные объекты, возникшей в результате бурного развития промышленного производства и прежде всего – транспортных систем: судостроения, железных дорог, авиации, автомобилестроения. Помимо этого в середине XX века крупные производители столкнулись с проблемой управления качеством производимой продукции, вопросами унификации, экономии средств на разработку и технологическое обеспечение. Это привело к разработке специальных методик организации проектно-конструкторских работ, получивших обобщенное название «комплексный подход», что включает следующие базовые положения и принципы:

1. На первом этапе разработки прорабатывается общая структура комплексного объекта (или системы), выявляются наиболее важные части, блоки, элементы и их взаимосвязи. Это позволяет разделить дальнейшие работы по их специфике, очередности, а по окончании проектирования – «собрать» отдельные решения воедино. Основой структуры служит функциональый анализ объекта, отражающий его внешние и внутренние связи и отношения.

2. Для всей системы (комплекса) задаются базовые решения и принципы – константы, которые должны быть обязательно реализованы «сквозным» образом во всех элементах и блоках. В остальном проектирование может вестись свободно, что позволяет привлекать к работе сторонних исполнителей (аутсорсинг).

3. Отдельные решения унифицируются и систематизируются, чтобы экономить ресурсы и не проектировать дважды схожие функциональные узлы.

Разница между понятиями «комплекс» и «система» в проектировании:

Комплекс – совокупность разнородных объектов, совместно реализующих общую функцию,

объединенных для реализации общей задачи, невыполнимой ими по-отдельности. Например:

торгово-развлекательный комплекс – объединенные на общем пространстве торговые, развлекательные и другие заведения, связанные общей инфраструктурой.

Система – сложный объект или явление, анализируемое и воспринимаемое как самоорганизующееся

и развивающееся единое целое. Важный признак системы – обладание новыми качествами, возникающими только на уровне синтетического целого и несводимыми к качествам отдельных частей и элементов. Например: социальная система образования, компьютерная система кондиционирования здания и т.п.

Схема 5. Основные фазы реализации комплексного подхода к проектированию

Недостатком системного подхода можно считать недостаточный учет «человеческого» фактора. При выработке унифицированных решений невозможно учесть все особенности конкретных пользователей и потребителей, вынужденных адаптироваться к усредненным, обезличенным параметрам системы.

Функционирование системы в целом ставится выше, чем удовлетворенность пользователей. В жизни потребители сталкиваются с этими неудобствами например при регулировании и настройке рабочих мест, индивидуальной подгонке инструмента, жизни в типовых гостиничных номерах и т.п.

Достоинствами системного подхода являются:

- экономия средств за счет унификации и использования типовых решений;

- адаптивность проектных решений: возможность изменения параметров под меняющиеся внешние и внутренние условия без необходимости полной замены крупных блоков и частей;

- удобство утилизации отдельных блоков: они могут использоваться вторично, поскольку разрабатывались с учетом автономного выполнения своей функции.

В графическом дизайне принципы системного подхода применимы при разработке айдентики крупных брэндов, корпоративного имиджа, периодических изданий, масштабных рекламных кампаний, сложных мультимедиапродуктов, виртуальных пространств и компьютерных игр. В средовом дизайне системный подход используется главным образом при разработке интерьерных комплексов с большим количеством типовых элементов типа гостиниц, аэропортов, торговых и офисных комплексов.

Средовой подход корнями уходит в искусство создания уникальных, элитных интерьеров и предметных ансамблей (элитная архитектура, театральная сценография, кинематограф). В его основе – стремление максимально гармонизировать взаимоотношения пользователя со средой жизнедеятельности в соответствии с культурными архетипами (по К. Юнгу) и индивидуальными предпочтениями. Создание оригинальных, эмоционально акцентированных предметно-пространственных форм возможно на основе выявления личностных предпочтений адресата проекта и их авторского переосмысления проектировщиком, проверяющим свои решения на соответствие культурным архетипам. В средовом проектировании разработаны методики игрового и сценарного моделирования, позволяющие включить адресата-пользователя в процесс творчества.

В целом средовой подход применим там, где нужны уникальные решения и имеются достаточные ресурсы для проектного поиска и реализации. Современное искусство и арт-дизайн фактически являются сферами доминирования игровых и личностно, эмоционально ориентированных подходов. Нужно также подчеркнуть, что средовой подход требует от художника-проектировщика яркой авторской манеры работы, без чего немыслимы эмоционально эффектные, выразительные решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: