1. Стратегии
Каждый конкретный проект - всегда новая задача. Степень ее сложности, специфика объекта, личные качества дизайнера, отведенный срок работы - все это требует конкретного планирования процесса, даже если дизайнер при этом ориентируется на заданную общую нормативную схему. Порядок основных действий по достижению намеченных целей составляет проектную стратегию.
Стратегия – общее направление действий в той или иной ситуации проектирования.
Стратегии делятся на: заданные и оперативные.
Заданная стратегия – линейная схема поиска проектного решения, в которой каждое действие зависит от результатов предыдущего.
Спрямление процесса может достигаться и прогнозированием возможных выходов на каждом этапе до того, как этот этап осуществлен. Линейная стратегия возможна в случаях, когда дизайнер уже имеет достаточно большой опыт проектирования подобных объектов или когда цели и конечный результат работы достаточно ясны.
Оперативная стратегия – выбирается и пересматривается по ходу дела.
|
|
Разновидности оперативных стратегий:
· Циклическая – когда после получения результатов на одной из стадий приходится возвращаться к предыдущим стадиям. При циклической стратегии каждый этап приобретает поисковое значение.
· Стратегия разветвленного поиска – когда при одних и тех же исходных условиях и целях возможны различные варианты решения. Перебор вариантов с целью последующей оценки и принятия решения.
Применяется в тех случаях, когда есть возможность расчленить задачи на относительно самостоятельные части и спланировать параллельные этапы. Появляется возможность привлечь к работе сразу несколько специалистов, одновременно решающих задачу.
· Адаптивная – по окончании каждого этапа проектирования следует новое исследование с учетом уже полученных результатов, формулируются новые цели и задачи.
· Оптимизационная – разновидность адаптивной стратегии. Принцип приращения изменений в уже готовом изделии. Пример – модернизация прототипа.
· Импровизационная – отсутствие заранее разработанного плана действий. Основана на том, что дизайнер, имеющий богатый опыт, не связанный, с данной конкретной ситуацией, может найти решение проблемы с самой неожиданной стороны.
· 2. Тактики
Всякая стратегия воплощается в практическое действие посредством тактики.
В дизайн-проектировании тактика, с одной стороны, приобретает вид практического действия - составление технического задания, проведение опросов и т.п., а с другой - сливается с понятием метода - метод поиска идеи, метод исследования, метод выхода из тупиковой ситуации и т.д.
|
|
Виды тактик в дизайн-проектировании:
· Тактика заимствования позиций – дизайнер ставит себя в позиции потребителя, заказчика и т.д., моделируя в своем сознании их отношение к объекту.
· Тактика при формировании и развитии проектного замысла – выявление конфликта. Ценностное противопоставление того, что есть, тому, что должно быть. Противопоставление задает контекст, в котором обретает смысл постановка конфликта между сторонами объекта
· Тактика построения идеального объекта – выявление смысловой структуры конфликта и поиск культурного образца – конкретной предметной формы, в которой смысловое содержание конфликта уже воплощено.
Например, культурный образец для трансформирующейся мебели – театральная сцена со сменяющимися декорациями, японский традиционный дом с подвижными перегородками, надувная игрушка и пр..
· Тактика трансформаций объекта – трансформации могут осуществляться в двух основных направлениях: преобразование объекта в отношении к другому объекту или среде, преобразование частей объекта в отношении друг к другу и к целому.
С целью активизации проектного мышления используется ряд других методов (тактик):
· Инверсия – перестановка, изменение порядка
· Эмпатия – сопереживание
· Мозговой штурм
· Составление матрицы идей