Статегии и тактики в дизайн-проектировании. Их характеристики и разновидности

1. Стратегии

Каждый конкретный проект - всегда новая задача. Сте­пень ее сложности, специфика объекта, личные качества дизайнера, отведенный срок работы - все это требует конкретного планирования процесса, даже если дизайнер при этом ориентируется на заданную общую нормативную схему. Порядок основных действий по достижению на­меченных целей составляет проектную стратегию.

Стра­тегия – общее направление действий в той или иной си­туации проектирования.

Стратегии делятся на: заданные и оперативные.

Заданная стратегия – линейная схема поиска про­ектного решения, в которой каждое действие зависит от результатов предыдущего.

Спрямление процесса может достигаться и прогнозированием возможных выходов на каждом этапе до того, как этот этап осуществлен. Линей­ная стратегия возможна в случаях, когда дизайнер уже имеет достаточно большой опыт проектирования подоб­ных объектов или когда цели и конечный результат работы достаточно ясны.

Оперативная стратегия – выбирается и пересматривается по ходу дела.

Разновидности оперативных стратегий:

· Циклическая – когда после получения результатов на одной из стадий приходится возвращаться к предыдущим стадиям. При циклической стратегии каждый этап приобретает поисковое значение.

· Стратегия разветвленного поиска – когда при одних и тех же исходных условиях и целях возможны различные варианты решения. Перебор вариантов с целью последующей оценки и принятия решения.

Применяется в тех случаях, когда есть возможность расчленить задачи на относительно самостоятельные части и спланировать параллельные этапы. Появляется возможность привлечь к работе сразу несколько специалистов, одновременно решающих задачу.

· Адаптивная – по окончании каждого этапа проектирования следует новое исследование с учетом уже полученных результатов, формулируются новые цели и задачи.

· Оптимизационная – разновидность адаптивной стратегии. Принцип приращения изменений в уже готовом изделии. Пример – модернизация прототипа.

· Импровизационная – отсутствие заранее разработанного плана действий. Основана на том, что дизайнер, имеющий богатый опыт, не связанный, с данной конкретной ситуацией, может найти решение проблемы с самой неожиданной стороны.

· 2. Тактики

Всякая стратегия воплощается в практичес­кое действие посредством тактики.

В дизайн-проектирова­нии тактика, с одной стороны, приобретает вид практичес­кого действия - составление технического задания, прове­дение опросов и т.п., а с дру­гой - сливается с понятием метода - метод поиска идеи, ме­тод исследования, метод выхода из тупиковой ситуации и т.д.

Виды тактик в дизайн-проектировании:

· Тактика заимствования позиций – дизайнер ставит себя в по­зиции потребителя, заказчика и т.д., моделируя в своем сознании их отношение к объекту.

· Тактика при формировании и развитии проектного замысла – выявление конфликта. Ценностное противопоставление того, что есть, тому, что должно быть. Противопоставление задает контекст, в котором обретает смысл постановка конфликта между сторонами объекта

· Тактика построения идеального объекта – выявление смысловой структуры конфликта и поиск культурного образца – конкретной предметной формы, в которой смысловое содержание конфликта уже воплощено.

Например, культурный образец для трансформирующейся мебели – театральная сцена со сменяющимися декорациями, японский традиционный дом с подвижными перегородками, надувная игрушка и пр..

· Тактика трансформаций объекта – трансформации могут осуществляться в двух основных направлениях: пре­образование объекта в отношении к другому объекту или среде, преобразование частей объекта в отношении друг к другу и к целому.

С целью активизации проектного мышления используется ряд других методов (тактик):

· Инверсия – перестановка, изменение порядка

· Эмпатия – сопереживание

· Мозговой штурм

· Составление матрицы идей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: