Вопросы без ответа

Ясно, что предлагаемая модель выходит далеко за рамки обычного реформизма, который стремится к улучшению, а не преобразованию капиталистического строя. Цели так понятой социалистической экономики являются достаточно радикальными и выходят за пределы капитализма. Это видно на примере многочисленных конфликтов, которые возникли в связи с планами реализации собственности производителей даже в относительно благоприятных условиях Швеции. Сторонники либеральной демократии обычно полагают, что производственные кооперативы и союзы производителей можно создавать в рамках капиталистических институтов. Однако эти институты представляют собой крайне жестокую форму экономической власти. Опыт показал, что она является убийственной для любых объединений рабочих, которые движимы иными мотивами и обладают значительно меньшими размерами по сравнению с центрами капиталистического бизнеса.

Поэтому многие современные социалисты отрицательно относятся к самому понятию «социализма, возможного для воплощения» (см.: 30). Оно сохраняет рынок, прибыль и кон-


куренцию. Кроме того, идеал абсолютно добровольного сотрудничества не может быть воплощен без экономического изобилия. А такового в современном мире не существует. В социалистическом идеале проблема производства решена только в воображении. Ибо предполагается, что индивид может свободно избрать способ жизни, соответствующий его личной самореализации. Со времен Маркса социалисты поддерживают экономическое развитие, поскольку оно приближает наступление социалистической эры. Следует подчеркнуть, что цель добровольного сотрудничества сохраняет свою актуальность, поскольку она связана с обеспечением достойных материальных условий жизни для всех граждан. Тем не менее эта цель по-прежнему остается отдаленной.

Современные социалисты симпатизируют ценностям постматериалистического общества. Они выступают за сохранение природной среды. Взамен обычного умножения все новых потребительских товаров предлагают концепцию качества жизни, в которой духовные блага превалируют над материальными. Говорят о необходимости поднять авторитет честного, достойного и самостоятельного труда. Требуют отказа от множества сомнительных торговых сделок, заключаемых государством. Все это завершается призывом ограничить экономический рост.

Такое ограничение неизбежно потребует дополнительных расходов. Социалисты выступают за то, чтобы они были распределены между классами и группами населения в соответствии с критерием справедливости. При этом на первом месте должно стоять удовлетворение основных материальных потребностей. Постматериалистическое общество создает для людей новые возможности и шансы развития. Социалисты требуют, чтобы они не ограничивались вкусами радикальных представителей среднего класса.

Все эти требования и постулаты относятся не столько к будущему, сколько могут быть обнаружены в прошлом. Речь идет о социалистическом идеале скромной и простой жизни. Накопление богатства в ней не имеет большого значения. На


первое место выдвигается культивирование индивидуальных способностей и форм общественной жизни.

Можно ли реализовать проект социалистической экономики? По крайней мере попытки в этом направления наталкиваются на ряд трудностей. Прежде всего потому, что современное общество совершенно противоречит социалистическим идеалам. В нем доминируют центры международного капитала, а проблемы стран «третьего мира» и природной среды становятся главными. Современный мир не имеет ничего общего с обстоятельствами, при которых русские большевики во главе со Сталиным выдвинули лозунг

«строительства социализма в одной стране». А китайские и другие последователи его подхватили и пытались реализовать. Все потуги закончились крахом.

С другой стороны, не составляет труда составить длинный реестр проблем, неразрешимых в условиях капиталистического общества. Именно в них и содержится слабый огонек надежды на движение в направлении социалистических идеалов, охватывающее множество стран и народов. Не исключено, что на этом пути придется воспользоваться новыми формами «смешанной экономики», если они смогут помочь в создания общества будущего.

Для этого социалисты должны прежде всего отвергнуть либеральные концепции, связывающие капитализм с добродетельной формой экономического развития. Требуется разработанная система доказательств того, что даже периоды процветания капитализма деформируют отношения, деятельность и сознание громадных масс людей. Ведь большинство из них до сих пор руководствуются своекорыстием, властолюбием и стремлением к духовному господству. Не говоря уже о множестве других свойств, которые способствуют выработке безразличия к неотложным социальным потребностям.

В настоящее время существует огромная литература, которая может служить материалом для указанной системы доказательств. А Россия и другие страны, реализующие лозунг «Назад к капитализму», дают такое число отрицательных приме-


ров, которые и в голову не приходили наиболее последовательным критикам капитализма. Задача социализма — выработка и обоснование теории человеческого благосостояния, на основе которой можно определять, оценивать и достигать тех социальных целей, невозможность реализации которых показывает почти двухсотлетний опыт существования капитализма.

Таким образом, даже проект социалистической экономики не является завершенным. Его создание порождает многочисленные теоретические и практические проблемы. Нет определенного ответа на вопросы: как достичь и поддерживать равновесие между центральным планированием и местными инициативами? возможно ли вообще равновесие между разными формами экономической организации общества? как согласовать систему государственных налогов с совокупностью законов, не поддающихся систематизации? Хотя общий ответ на эти вопросы уже существует:

«Социалисты не могут пренебрегать экономическими вопросами эффективного распределения, размещения, калькуляции и оценки, хотя всегда будут рассматривать эти вопросы на основе ценностей, принципиально отличающихся от капиталистических. Социализм не располагает добродетелью исчерпывающей экономической теории. Однако с этой точки зрения мнимое преимущество капитализма в значительной степени базируется на методологической иллюзии. Неоклассическая экономическая теория достигла элегантной целостности благодаря абстрагированию от социальных и институциональных условий. Но любая теория, которая зависит от целенаправленного совокупного действия, по необходимости обязана быть более прагматической и институциональной. Отсюда следует, что она хуже абстрактной экономической теории» (30, 213).

Стало быть, однозначная и строго определенная теория совокупного действия невозможна. Результаты такого действия зависят от множества мотивов, средств и действительных способностей общества формировать свою судьбу и будущее.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: