В образовательной сфере

«Все общество должно работать для улучшения

морального и физического существования

наиболее бедного класса…»

К.А. Сен - Симон

Появлению школ Енисейская губерния полностью обязана православной церкви: в документах ХУ111в. упоминалось о школах при Туруханском и Енисейском мужских монастырях. Первая славяно-латинская школа была открыта в 1750 году в Туруханске, а в 1754г «ново крещеные якуты Туруханского края пожелали иметь при хатангской церкви учителя для обучения грамоте, давали от себя избу и содержание учителю». По их просьбе туда был отправлен учителем священник Антонов. (110,с.110) В школу было принято 8 мальчиков из семей местных князей, но 7 учащихся умерли от оспы. Лишь один - якут Константин Васильев - в1756 году стал организатором миссионерской школы в районе реки Хатанги.(80,с.11)

В октябре 1759г протопоп красноярской церкви Преображения Господня Алексей Михайлович подал прошение в Тобольск митрополиту Павлу об открытии средств местного духовенства латинской и русской школ, для обучения детей священников. В Красноярске латинская школа должна была готовить детей для поступления в семинарию. В качестве учителя он предложил себя. Решением от 17 декабря 1759г школа в Красноярске была открыта в 1760г (76,с.143,159). Для поступления в школу требовалось умение читать по - церковнославянски. В школу принимали детей от 9 до 14лет (76,с.159)

Первым учителем Латинской школы в Красноярске, а затем в Енисейске был дьякон Григорий Федорович Скрябин, проработавший в этой должности с 1761 по 1764г (76,с.160) В 1762г было получено распоряжение о переводе латинской школы из Красноярска в Енисейск в связи с многочисленными жалобами жителей Енисейска, вынужденных отправлять учиться детей в Красноярск. Духовное правление Красноярска обратилось к митрополиту в Тобольске с просьбой оставить школу в Красноярске, утверждая, что «платеж за постой, обшивание и обмывание» детей в Красноярске ниже, чем в Енисейске, и все жалобы енисейцев не более, чем наговор: «…оные Енисейского заказа священнослужители Ваше преосвященство во всем вышеописанном оболгали» (32,с.180)

Красноярцы считали, что «енисейцы рассчитывали даром воспользоваться всем имуществом Красноярской школы», и как бы впоследствии записано, «духовенство не могло не понять хитрых замыслов енисейцев» (76, с.160). Несмотря на распоряжение, поступившее из Тобольска, о продаже дома, занятого под школу, и высылке денег в Енисейск, красноярцы дом не продали, денег не выслали, сообщив, что якобы их «издержали». Детей в Енисейск на учебу отправили, дав на семерых учеников 3 букваря, 3 часослова, 3 грамматики. (76,с.161). При этом они не прекращали хлопотать об открытии школы в Красноярске. Благодаря их настойчивости, решение было получено 21 октября 1763 года. И вновь латинская школа начала функционировать в прежнем здании с начала 1764г. (76,с.162)

В 1766г из Тобольска приехала комиссия, которая предписала «обветшалую школу возобновить, кровлю перекрыть, пол и печь перекласть, окончины сделать, в стене с прихода окошко вновь прибавить». (76,с.163), однако ремонт сделан не был. (76,с.177)

Фактически школа не могла быть латинской, а функционировала как славяно-латинская, т.к. дети к обучению на латинском языке готовы не были. Учитель латинского языка не находил себе дела и поэтому ходатайствовал об увольнении его от занимаемой должности: «Почти праздным нахожусь, притом и жалование весьма малое». (32,с.284)

У священников школа не пользовалась симпатией, т.к. они считали, что «она давала совершенно не то, чего бы оно от нее желало» (76,с.201)

Учиться в школе было сложно не только потому, что, в основном, занятия должны были вестись на латинском языке; детей учили круглый год для «вящего успеха» - каникул не полагалось». (76, с.213). Школа просуществовала до 1769г (76,с.259)

По губернской реформе от 7 ноября 1775г в городах разрешалось открывать школы общеобразовательного типа.

Тобольская Духовная Консистория не оставила Красноярское духовное правление в покое. В 1779г. в Красноярске был получен указ, который обязывал «детей от 7 лет набирать в русские школы в монастыри» (76, с.292)

В 1780г в Красноярске была учреждена Русская школа. Содержание учебного плана пришлось по душе низшему сельскому духовенству, которое отправляло детей учиться, т.к. предметы велись на русском языке (76, с.343).

В документах, датируемых 1781 годом, найдены сведения, что в типографии Академии наук были заказаны 100 экземпляров гражданской азбуки и 50 апофегмат (сборников изречений и нравоучений). Коллежский секретарь Степан Михайлович Кашкарев, высокообразованный чиновник, исследователь Сибири, подарил будущему учебному заведению 20 печатных книг и выразил желание стать учителем. (32,с.244). Эти книги положили начало публичной библиотеке в Красноярске.

Школа функционировала до 1785 года и была закрыта по причине обычной для того времени: не было средств на ее содержание. (76,с.344) Занятия в ней были возобновлены 1 мая 1797г и уже не прерывались до 1803 года. Затем наступает пятилетний перерыв и в 1808г она опять была открыта и существовала до 20-х годов, когда ее переименовали в духовное училище, которое работало до революции (76,с.364)

В 1786г был принят Устав двухступенчатых народных школ. Они должны были открываться в уездных городах, которые содержали их на собственные средства, складывающиеся из различных сборов и местного обложения.

17 апреля 1790г красноярский городской голова получил от правителя колывановского наместничества следующее предложение: «Благородный и почтенный господин красноярский городской голова Власьев! Посылаю при сем к вам один экземпляр устава народного училища, из которого вы и все обусмотрите, сколько полезное учение преподаваться будет для детей не только купеческих, но вообще для всех остальных людей, даже и крестьян, то уповаю, что сие матернее Ея Императорского Величества попечение город Красноярск примет с благоговением и не преминет приуготовить судя по числу могущих быть там учеников, дом в выгодном месте, сообразуясь оному уставу, а равно не упустя из купечества подражать тем верным сынам отечества, которые выдают зависящее от просвещения частное и общее благополучие и доброхотно постараются взнесть деньги каждый по возможности своей. За сим ожидаю известия о доме неукоснительно, а о деньгах тогда, когда открыто будет училище. Борис Меллер».

Не прошло и месяца, как были собраны в Красноярскую думу представители от купцов и мещан для сообщения предложения об открытии народного училища в г.Красноярске. Как, быть может, в редких случаях собрались городские представители на этот раз в думу и «прописали рапорт, просили донесть просьбой для училищного дома приказать учинить план». «Городской староста собирал сведения и составлял список детей, обучающихся в Красноярске русской грамоте, разделяя учеников на 2 класса, кои учатся читать и особо, которые могут писать».

В средних числах мая 1790 список был составлен и староста сообщил директору народного училища колыванского наместничества, что «детей мужеска пола, обучающихся русской грамоте в Красноярске 61 человек. Староста хлопотал о составлении списка детей школьного возраста, а городской голова Власьев с большим усердием убеждал красноярских граждан принять участие в пожертвованиях. И он сообщил о желании красноярских мещан и купцов принять посильное участие в расходах на содержание народного училища. Кроме того, он просил Меллера разрешить «отпуск от следующего в выгоду города питейного дохода от прибыльной сумы одного процента». Меллер указал на невозможность отдать думе на содержание училища часть питейного сбора. (32,с.25). Красноярские обыватели решили открыть малое народное училище в наемном доме князей Пелымских в августе 1790г. Училище состояло из 2 классов. В 1 классе ученики учили букварь, сокращенный катехизис, священную историю. Со 11 полугодия начинали писать с прописей и усваивать правила грамматики. Во 2 классе занимались чтением пространного катехизиса, книги о «должностях человека», арифметикой и рисованием. Обучение было бесплатное.

Управление народного училища вверено было губернатору и местному приказу общественного призрения, председателем в котором был губернатор. Учебной частью руководил директор народного училища. В каждом городе выбирался попечитель народного училища со званием смотрителя. По уставу смотрителю надлежало осматривать каждую неделю по 2раза училище, наведываться, - прилежно ли ходят ученики в училище, давать всякую помощь «в случае классных и собственных законных нужд. Особливо же в болезнях, и поступать с ними ласково». Жалование из Приказа общественного призрения учителю полагалось при казенной квартире с отоплением и освещением 180руб. и за рисование –60., а также ежегодно из МНП ассигновалось по 1300руб. Курс обучения был двухлетним (110,с.188).

Первым учителем был Никита Звонников, получивший образование в Петербургской Главной учительской семинарии, специализировавшийся «по математическим наукам». Он очень нравился красноярцам, и в полной мере проявил свои педагогические способности. (76,с.259)

В 1791г в Красноярск для инспекции училища приехал директор народных училищ Ломиковский и, проверив знания учеников, «нашел успехи», а «особливо учитель Звонников кроткими и снисходительными поступками привлек к себе любовь от учеников и уважение от родителей» (17,с.25)

Несмотря на то, что желающих дать образование своим детям красноярцев было много и часть купцов дала расписки о пожертвованиях на училище, взносы на его содержание вносились нерегулярно, денег не хватало даже на жалование учителю. «Плохо было с обеспечением школы самым необходимым –бумагой, свечами, дровами. Дети и учитель часто простывали и болели» (32,.с.255). В частности, в 1793г учитель просил смотрителя исправить окна и двери и сообщал, что «имеется недостаток в потребном количестве писчей бумаги и для отопления училища дров», на что смотритель ответил, ч то «довольно из собственного его капитала на мел, бумагу и свечи извел» (17,с.27) По всей вероятности, именно эти обстоятельства стали причиной преждевременной кончины первого учителя школы Н.Звонникова в 1792г. Красноярцы искренне оплакивали его смерть и «для умершего учителя, любимого всеми, соорудили в благодарных своих сердцах памятник». (32,с.255)

Н.Звонникова заменил Василий Красин, уроженец Орловского наместничества, так же выпускник Главной учительской семинарии «по историческим наукам». Материальное положение училища не изменилось. В октябре 1795г учитель пишет директору училищ Ломиковскому о смотрителе Пороховщикове: «Он никогда не ходит в училище и не знает моих трудов, ни ученических успехов. В прошедшую зиму я с детьми сидел в не топленном училище три раза среди зимы недели по две и более. Учеников посылал просить его к себе в училище, чтобы он, пришедши, посмотрел, по крайней мере, на их дрожание и слезы и лучше постарался с дровами. Он тогда пришел, видел сам некоторых учеников, а особливо учениц, плачущих от холода, но как он от нас ушел, то училище у него и из ума вышло». (17, с.27-28). Он проработал до закрытия народного училища, которое произошло в феврале 1797г (32,с.259). Училище было закрыто из-за отсутствия средств на его содержание: «На требование же здешнего приказа тех городов, где малые народные училища состоят, купеческие и мещанские общества, за неимением по силе высочайшего городового положения назначенных доходов от содержания тех училищ отказались». (32,с.257-258)

Красноярское училище возобновило свою деятельность в 1819 году, как уездное.

В 1790 году было также открыто народное училище в Енисейске. Оно содержалось на средства купцов и мещан, дети которых в нем обучались. Судьба его сложилась более счастливо: оно, претерпевая множество реорганизаций, не закрывалось и благополучно дожило до наших дней уже как средняя школа №2. Обучалось в уездном училище детей достаточно много детей: от 60 до 80. Постоянной проблемой была нехватка учителей. «Кытмановская летопись» безжалостно свидетельствует: «Учителя были или пьяницы, или очень древние. Иногда по целым месяцам прекращались уроки за неимением учителей. Учителем русского языка был Брагин, человек трезвый, аккуратный, но до страсти любивший драть учеников». (110,с.299) По "Уставу 1804 года", принятого в годы александровских реформ, енисейское народное училище было преобразовано в уездное. К сожалению, в Минусинске, как и в Канске, уездные училища были открыты только во второй половине Х1Х века.(80,с.7) К 1826 году в енисейской губернии функционировали 3 уездных училища: Енисейское, Красноярское и Ачинское.(87,с.482)

Согласно Устава 1804 года, складывалась следующая система школьного образования: приходское училище (1год) - уездное училище (2года) - гимназия (4года). Таким образом, между этими учебными заведениями устанавливалась преемственность. Последовательное обучение в них давало право на поступление в университет. Но в период николаевской реакции, в 1828 году, был принят новый Устав, установивший две системы обучения: для низших сословий давалось элементарное образование в приходском училище (1-2 года) и уездном училище (3 года обучения), а для детей дворян учреждались гимназии (7лет обучения) и университет. Начальная школа не служила фундаментом системы образования. Министр образования А.С. Шишков говорил следующее: "Нет сомнения, что из уездного училища разве один из сотни человек поступит в университет, а 99 кончат; при назначении постепенности учебных заведений отнюдь не должно исключительно иметь в виду приготовление учеников к переходу из одного заведения в другое, высшее, по потребности людей тех состояний, которые должны получить в них окончательное образование. Приходские училища должны у нас существовать для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; уездные училища для купечества, обер-офицерских детей и дворян; гимназии преимущественно для дворян, не лишая, впрочем, права учиться в них и людей низшего звания, особенно готовящихся в университет или учёное звание".(91,с.95)

Как мы видим, каждое из звеньев системы образования оказалось изолированным и предназначенным для обучения детей отдельных сословий. И впоследствии значение попечительских советов будет возрастать не только в организации и содержании одноклассных училищ, но и в материальной помощи наиболее толковым ученикам из низших сословий получить более "высокое", чем полагалось по социальному положению, образование. Сделать это было чрезвычайно сложно и это осознавали все. В воспоминаниях одного из московских купцов Н.П. Вишнякова даётся этому следующее объяснение: "Французский историк, описывая социальный строй монархической Франции ХYIII столетия, уподобляет его большому дому, занятому жильцами. Хотя все этажи этого дома сообщались лестницей, говорит он, но в силу исторических условий движение по ней было крайне ограничено. Каждому жильцу предоставлялось подниматься по ступеням лишь своего этажа, не дальше. Если он намеревался идти выше, то упирался в крепко запертые двери, пройти через которые было почти невозможно. Жильцы нижних этажей знали, что верхний этаж им недоступен. При всём различии нашего исторического развития, устройство русского общества во многом подходило к этой аллегории». Такой взгляд поддерживался и свыше.

В 1846 году император Николай при посещении Мещанского училища сказал почётному попечителю Куманину следующие многознаменательные слов: "Старайтесь внушать воспитывающимся цель, к которой направлено их воспитание, чтобы они помнили своё звание и не имели бы мыслей выше оного."(114,с.294-295)

В каждое начальное училище выбирали «почетных блюстителей», должности которых учреждались Положением 1828 года. Как правило, они назначались из лиц купеческого сословия для «попечения о школах в хозяйственном и нравственном отношении». Каких либо распоряжений по школе они делать не могли, но им предоставлялось право носить установленный мундир, содействовать начальству по части нравственной и учебной, доносить по принадлежности о замеченных в училище беспорядках и способствовать, по усердию к общественному благу, устройству хозяйственной части «единовременными и постоянными приношениями, что вменялось им в особую заслугу, за которую училищное начальство могло ходатайствовать о «приличном их награждении» и если пожертвования были значительными, их имена заносились золотыми буквами на особую доску (31,с.12) В уездных училищах по положению 1828 года были учреждены должности «почетных смотрителей», которых избирали из местных дворян и чиновников и назначаемых попечителем округа с утверждения министра народного просвещения. Они имели право иметь мундир чиновника 8-го класса и после посещения училища могли сообщить о замеченных беспорядках штатному смотрителю и даже директору народных училищ. Почетные смотрители могли присутствовать на ежемесячных собраниях учителей училища, где занимали «первые места», но не председательствовали. Им вменялось в обязанность присутствовать на экзаменах и изыскивать средства для приведения училища в наилучшее состояние. За успешную деятельность на просветительском поприще их могли произвести в следующие чины «по общему порядку», а в случае особых заслуг – награждения» (31,с.13) В 1872 году было принято положение о городских училищах, в котором утверждались те же должности.

По школьной реформе реформе 1803-1804 г. Россия была разделена на 6 учебных округов, возглавляемых университетами. Сибирь вошла в состав Казанского учебного округа.(87,с.482)

Начало благотворительной деятельности в сфере образования начинается именно в николаевскую эпоху. После восстания, произошедшего в декабре 1825 года, в Енисейской губернии появляются ссыльные декабристы. Как свидетельствует «История Сибири», «оказавшись в каторжных казематах, декабристы наметили программные требования в борьбе за подъем культуры и просвещения Сибири», в том числе и «создание широкой сети начальных школ за счет добровольных пожертвований местного населения».(87,с.471) Ф.П. Шаховской, А.Я. Якубович, Н.А. Крюков, братья Беляевы и другие организовывали школы, в которых учили детей ссыльных и местных жителей. Естественно, что эта деятельность декабристов была под строжайшим контролем властей, что задерживало распространение грамотности среди населения. Однако у декабристов доминирующими были не филантропические идеи и не одно только чувство гуманности. Они руководствовались настроениями гражданского и общественного характера. Типичным для них было умонастроение, которое выразил декабрист М. Лунин: "Как человек, я только бедный ссыльный, как личность политическая - представитель известного строя, которого легче изгнать, чем опровергнуть".(11,с.113).

В 1833 году прибывшие в ссылку в Минусинск братья Беляевы "по просьбе мещан, крестьян и некоторых чиновников" устроили частную школу. А. Беляев писал: "Когда земледелие сделалось нашим постоянным занятием, мы с братом чередовались по неделе. В понедельник один из нас уезжал на пашню, а другой оставался дома и занимался в школе...Небольшое количество грамматики, географии, истории и арифметики было у нас с собой, арифметику же мы преподавали по Франкеру с лекцией Бобрищева - Пушкина, читавшего в Петровском ещё каземате. Конечно, учение наше ограничивалось правильным письмом, основными краткими понятиями о географии, священной и русской истории. Через несколько лет мы имели утешение видеть учеников наших поступивших одного в казначейство, другого в волостное правление писарем, а других теперь уже не припомню."(26,с.101). В школе обучалось до 20 учеников. Среди них была девушка Евдокия Николаевна Макарова из деревни Каптерево, очень умная и одарённая, любимая ученица А. Беляева и даже его невеста, свадьба с которой расстроилась из-за перевода братьев на Кавказ.(26,с.103). Декабристы И.Б. Аврамов и Н.Ф. Лисовский через местного священника добились открытия церковно-приходских школ, которые посещали крещеные инородцы.(32,с.242)

Культурное влияние декабристов не ограничивалось какими-нибудь отдельными кружками местной немногочисленной интеллигенции. В орбиту их влияния были втянуты различные слои общества. Например, декабрист А.И. Якубович по просьбе известного путешественника А.Ф. Миддендорфа составил статистическое описание Назимовской волости Енисейского уезда, проводил барометрические и метеорологические наблюдения.(11, с.111).

А.И. Якубович и Ф.П. Шаховской, помимо научной работы и практической помощи населению в развитии земледелия, обучали детей грамоте.

Ф. Шаховской в 1827 году в Туруханске организовал школу и обучал детей грамоте. Несмотря на то, что енисейский губернатор запретил ему этот вид деятельности, фактически декабрист продолжал эту работу, о чём свидетельствует отчёт енисейского окружного исправника в 1836 году о том, что "некоторые обучали и обучают крестьянских детей грамоте".(80, с.133). Находясь в Енисейске, он написал "Грамматику российского языка", которая, к сожалению, не была издана.(80,с.132).

Абсолютное большинство декабристов давало частные уроки. Декабрист Мозгалевский был в Минусинске первым учителем французского языка, учил он и грамоте, географии, арифметике. Деятельность декабристов дала толчок для формирования в губернии собственной интеллигенции. Многие из их учеников сами занимались впоследствии просветительской деятельностью.

В 1864г в Красноярске было организовано сибирским историком С.С. Шашковым обучение на дому мальчиков и девочек по программе гимназического цикла. Сыном декабриста Т.Н. Сайлотовым -Крючковым были организованы женские классы при Минусинском уездном училище. (80,.с.12)

В 1862г – в губернии функционировали 3 уездных и 22 приходских училища, которые открывались при церквах.

§3. РОЛЬ КУПЕЧЕСТВА В ОТКРЫТИИ СИРОТСКИХ
ЗАВЕДЕНИЙ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ
в Х1Х – начале ХХ века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: