Татьяны Ивановны Щёголевой

В 1871 году умер Исидор Григорьевич Щёголев, купец и золотопромышленник. Его судьба была типична для красноярских купцов: он пришёл в Красноярск в 20-е годы XIX века офеней с коробом. На небольшой капитал от розничной торговли вместе с купцом А.П. Кузнецовым основал Крестовоздвиженский прииск, был владельцем винокуренного завода в Минусинске, имел сеть торговых лавок. И.Г. Щёголев был известен своей благотворительностью. Самое большое пожертвование им было сделано на строительство Богородице - Рождественского собора: 560000 рублей.

После смерти мужа его жена Татьяна Ивановна Щёголева получила полмиллиона серебром и решила большую часть потратить на благотворительность для сирот. Генерал-губернатор Восточной Сибири М.С. Корсаков в своём послании сообщил: "Государь император повелеть соизволил - благодарить г. Щёголеву за оказанное пожертвование".(41,с.10). Городское и мещанское общества "общим приговором" постановили "Щёголевой Т.М. в признательность её благорасположения к пользам и нуждам города, в особенности по обучению детей ремёслам... ходатайствовать через Городскую думу о предоставлении г. Щёголевой "почётного гражданства" от жителей г. Красноярска. Но прошение до государя не дошло. Министр Внутренних Дел предложил Т.И. Щёголевой роль почётной попечительницы.(41,с.10).

Попечительница купила у наследников купца Суханова трёхэтажный дом с двумя флигелями за 95000 рублей и, отремонтировав, подарила для ремесленного училища, которое было учреждено в Красноярске.

18 июня 1874 года в Красноярске было учреждено ремесленное училище для сирот. Оно было учреждено и содержалось на капитал в размере 80000 рублей, пожертвованный Почётною Гражданкою города Татьяной Ивановной Щёголевой. Училищу было присвоено её имя, в главном рекреационном зале училища висел её портрет, а 12 января, в день её рождения, все ученики освобождались от учения и присутствовали в церкви на литургии.

Первоначально Т.И. Щёголева пожелала составить Устав учреждаемого ею учебного заведения сама, но затем обратилась в Городскую думу с предложением о дальнейшей его доработке. Разработка Устава была закончена секретарём думы Романовским. По Уставу желающие утвердить при училище стипендии от своего имени должны были заплатить 1200 рублей. Этим правом воспользовались четыре сына учредительницы - Александр, Григорий, Иннокентий, Дмитрий, которые в память брата Ивана Сидоровича учредили три стипендии его имени, обеспечив их капиталом 4000 руб.(112,6-10)

Училище управлялось смотрителем, который избирался попечительским советом. Татьяна Ивановна пожелала, чтобы председателем попечительского совета был городской голова. Сама учредительница была также членом совета, но ни смотритель училища, ни директор таковыми не являлись. Совет занимался финансами, организационными вопросами. Учебная и воспитательная работа организовывалась педагогическим советом под руководством директора училища. Учебные предметы преподавались по программе двухклассных училищ. При учреждении училища в Уставе оговаривался круг ремёсел, которые должны были изучаться воспитанниками по их наклонностям: портняжное, сапожное, переплётное, кузнечное, слесарное, токарное, резное, столярное, плотницкое. Полный курс грамоты вместе с ремёслами воспитанники должны были изучать в течение 6 лет. В училище ежегодно Т.И. Щёголевой вместе с городским головою набиралось 10 мальчиков-сирот, остальные учащиеся были вольноприходящими. За их обучение взималась ежегодная плата в размере 60 рублей. До обеда в училище шли уроки, а ремёсла изучались во второй половине дня. Зимние и летние каникулы посвящались также изучению ремёсел. Учащиеся 5-6 классов, усвоившие профессии, могли устраиваться в частные мастерские за плату, условленную городским головою.(179,стр.2). В связи с тем, что деньги попечительница перевела в ведение Городской думы, "поэтому всякая неурядица по училищу относилась к невниманию думы".(46,с.57).

Через год дума организовала первую проверку и выявила массу недостатков в организации обучения детей: плохое преподавание, не выполненность программ. Комиссия предложила разделить детей по группам - на неграмотных и умеющих читать, а затем дифференцировать процесс обучения: для неграмотных ввести в учебный план русский язык, арифметику, чистописание, рисование, для имеющих навыки чтения - Закон Божий, русский язык, заучивание басен, стихов, прозы, чтение рассказов по истории и географии, письмо с диктовки, четыре правила арифметики, дроби, чистописание и рисование.(46,с.57).

Для города Красноярска организация ремесленного училища было делом новым. Во всей губернии к марту 1875 года было четыре благотворительных общества: Синельниковское и Щёголевское в Красноярске, Александровское в Енисейске и Назаровское в Ачинском округе.(46,с.34-35).

Пристальный контроль за работой училища со стороны Городской думы, обсуждение возникающих проблем способствовали совершенствованию учебно-воспитательного процесса. В ходе одной из первых проверок было признано нецелесообразным, что в спальне кровати стояли без всяких промежутков, не было зала для отдыха, комнаты для больных и отдельного помещения для столовой, "вообще нет обстановки, подобающей учебному заведению".(46,с.60).

Высказывались замечания о необходимости отдельных помещений для изучения каждого из ремёсел. Комиссия делала вывод, что недостатки приводят учеников к незнанию порядка, неуважению самих занятий, к небрежности в обращении с училищным имуществом и ставит в необходимость училищное начальство терпеть слабый надзор за детскими шалостями. Такое положение заведения не делает перемены в жизни мальчика против той, в которой по бедности он находился до училища".(46,с.61). В первые годы было введено изучение портного, сапожного и столярного ремёсел. Однако было замечено, что "в ремесленное училище поступают дети бедных родителей, не знакомых с изнеженностью воспитания, следовательно, одарённые большей частью физическими силами, таких-то детей заставлять учиться портному или сапожному ремеслу, приноравливать их к этим ремёслам, как не требующим больших физических сил, несправедливо".(46,с.61). По мнению городского головы П. Прейна, "для детей крепкого сложения из всех училищных ремёсел можно упражняться преимущественно в ремесле столярном. Но прикрепить к этому ремеслу большую часть воспитанников также может быть несправедливо, может учиться и неспособный к столярничеству, такой может только напрасно провести время в училище, а потому надо ввести другие ремёсла, требующие физической силы: такими я нахожу кузнечное и слесарное".(46, с.62). Эти слова стали пророческими и определяющими специализацию училища на долгие годы: к 1915 году в нём осталось два отделения – кузнечно – слесарно - механическое и столярно-токарное. Существовавшее в 1913 году красильно-ткацкое отделение в 1914 году было "закрыто из-за отсутствия желающих учиться".(163,с.8). Городской голова указывал также и на другие причины, заставляющие остановиться на выборе именно этих специальностей: "Работы эти, потребные для городской и сельской жизни, будут более обеспечивать будущность учеников. Силы воспитанника в этом ремесле не погибнут, а оставят навсегда здоровым человека.(47,с.62).

Городская дума постоянно контролировала деятельность благотворительных учреждений и обсуждала их работу на заседаниях. В 1895 году была проведена серьёзная проверка приюта большой комиссией из 22 гласных во главе с Шепетковским, в ходе которой были указаны не только недостатки, но и даны рекомендации: указывалось на необходимость оптовых закупок для сапожной мастерской шпилек, подпилок, пряжек, вара, гвоздей. Выражалась обеспокоенность состоянием отчётности о количестве учившихся учеников, результатах их обучения. Комиссия обратила внимание

на то, что из 39 мальчиков трое исключено "за дурное поведение" и указала на недопустимость этого: "Число исключённых чрезвычайно велико по сравнению с общим числом персонала и указывает на неумение педагогического персонала справляться с задачей воспитания вверенных ему детей".(48,с.20).

Большое внимание по контролю за деятельностью приютов оказывало Губернское попечительство детских приютов. Уже сам состав его свидетельствовал о его возможностях и уровне компетентности. Председателем попечительства был губернатор.

В 1898 году Почётными членами были преосвященный Акакий епископ Енисейский и Красноярский, а также статский советник Пётр Иванович Рачковский. Почётными членами с платою по 100 рублей в год были:

- надворный советник Константин Васильевич Сергеев;

- потомственный почётный гражданин Николай Петрович Кузнецов;

- томский мещанин Павел Кузьмич Гудков;

- красноярский мещанин Вениамин Фёдорович Яковлев.

Действительными членами состояли:

- вице-губернатор статский советник Василий Львович Лонский;

- инспектор народных училищ статский советник Александр

Александрович Доброхотов;

- красноярский городской голова потомственный почётный гражданин Павел Маркович Прейн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: