В В Е Д Е Н И Е

БИБИКОВА В.В.

Роль частной инициативы и общественных организаций в развитии образования в Енисейской губернии в

XIX – начале XX века.

КРАСНОЯРСК

Г.

Бибикова В.В. Роль частной инициативы и общественных организаций в Енисейской губернии в XIX- начале ХХ века.

Красноярск, 2001г.

Книга рассказывает о благотворительной деятельности жителей Енисейской губернии на образовательные цели и о функционировании просветительских общественных организаций.


В В Е Д Е Н И Е

    «Отдававшим энергию, силы, свободное время, средства на дело народного образования посвящаю. Автор.

Исследование темы "Роль частной инициативы и общественно-педагогическое движение в Енисейской губернии в конце 19-го начале 20-го века" есть первая попытка обобщить разрозненные документы по истории благотворительных учреждений и частной инициативы на территории Енисейской губернии.

В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятие "благотворительность" объясняется как "безвозмездные и направленные на общественную пользу действия и поступки".(141,с.50)

Современные исследователи Э Л Дикий и И.А. Зимняя трактуют благотворительность как форму проявления милосердия: при этом конкретизируя, что "милосердие-это индивидуально-психологическое качество личности, одна из диспозиционных ее характеристик, это "состояние души", определяющее направленность личности на добро по отношению к другим людям. Милосердие-это не только к акая-то конкретная благотворительная работа или просто сочувствие страждущим, но и характеристика мировоззрения, определяющая такой подход к жизни, который можно назвать гуманистическим или полным деятельной доброты к людям и природе"(74,с.115)

С. Новикова обращает внимание на то, что обращение к подобному виду общественной деятельности "требует активной жизненной позиции во всем и бойцовских качеств"(119.с. 109)

В исследовании представлены материалы о роли государственных органов, представителей бюрократического аппарата в привлечении частных капиталов на нужды народного образования, об эволюции сознания сибирского купеческого сословия в течение 19-го века в вопросах просветительства, приведших к созданию общественных благотворительных организаций.

В работе изучается влияние процессов, происходивших в просветительской деятельности сибирского землячества в Москве и Петербурге по оказанию помощи в получении высшего образования нуждающимся студентам из Сибири, на возникновение подобных тенденций в Енисейской губернии. Подобные процессы развивались в контексте тогдашней духовной и мировоззренческой жизни нарождающейся сибирской буржуазии и интеллигенции, которые ставили своей задачей подъем экономической и культурной жизни региона. Весьма существенным было влияние идей областничества, исповедуемых Г. Потаниным и находивших широкий отклик в просвещенной среде жителей Енисейской губернии. Общественность Красноярского края начала двадцать первого века обязана знать имена тех деятелей, которые оставили заметный вклад в создание базы народного образования, вкладывая в его развитие не только финансы, но и свободное время и энергию. Уровень образования, гражданского самосознания и нравственности таких патриотов Сибири как Кузнецовы, Гадаловы, Баландина, Замятнин. способствовали тому, что такая удаленная от столиц территория, как Енисейская губерния, в условиях отсутствия земств смогла решать образовательные задачи на уровне, общепринятом во всей империи.

В исследовании рассматриваются особенности экономического и социального развития Сибири, которые оказывали влияние на уровень образования населения: ряд сибирских исследователей дореволюционного периода таких, как Н. Ядринцев, П. Головачев, указывали на колониальный подход политики царизма к сибирскому краю, что не способствовало его процветанию. С момента начала освоения Сибири не были заложены традиции просвещения в отличие от американских колонистов, где в создаваемых поселениях практически одновременно строились церковь и школа. Землепроходцы Сибири в основном были неграмотны в отличие от европейцев, осваивавших американский континент. И подобные тенденции сохранились вплоть до революции 1905-1907 годов. Подтверждением данного тезиса является то, что при строительстве Транссибирской магистрали в первую очередь строились церкви.

Другой фактор, который свидетельствует о том, что правительство России не рассматривало осваиваемые территории как равнозначные центральным губерниям, является то, что с самого начала освоения Сибирь стала традиционным местом как уголовной, так и политической ссылки, а также и то, что Сибирь интересовала правительство как сырьевой регион, в котором развивались в основном добывающие отрасли. Документы показывают, что локомотивной отраслью первой половины XIX века в Енисейской губернии была золотодобыча, которая стала основным источником формирования частных капиталов, часть которых послужила впоследствии базой благотворительности на образовательные и воспитательные нужды.

Цель настоящего исследования – выявить причины благотворительности, обобщить опыт частной инициативы и общественных организаций, направленных на решение социальных задач в губернии, на конкретных примерах показать систему учреждения и управления приютами, школами, учреждаемыми на деньги частных благотворителей, раскрыть духовно-нравственные аспекты условий, позволивших на протяжении довольно длительного времени функционировать сложившейся системе образовательно-воспитательных учреждений, проанализировать, как менялась общественная ориентация их учредителей и организаторов в зависимости от политической и экономической обстановки в России.

Задачи исследования: показать роль государственных органов губернии и общественности в решении социальных проблем через открытие приютов, начальных училищ, гимназий, воскресных школ и обобщить опыт привлечения частных капиталов на решение этих задач.

Научная новизна работы заключается в том, что благотворительная деятельность рассматривается как самостоятельное и достаточно значимое для губернии движение, заложившее фундамент среднего, профессионального и начального образования. Создание общественных просветительских организаций изучается не только в контексте православного нравственного идеала, но и как предпосылку формирования сибирской интеллигенции, которая вслед за российской интеллигенцией в основу своего мировоззрения закладывала понятия "служения", "святости народных интересов", "жертвенности" как определяющие и значимые для всего общества. Убежденность в том, что только посредством радикального изменения общества и перевоспитания человека можно достичь всеобщей социальной гармонии, приводила к осознанию повышения роли образования в сибирском обществе. Работа по созданию общедоступных образовательных учреждений способствовала формированию гражданских отношений.

Исследование позволяет показать динамику развития образовательных учреждений в губернии, борьбу передовой общественности за их демократизацию, эволюционные изменения в подходах к изменяющейся социально-политической обстановке.

В работе используются неизвестные ранее документы местных архивов. Проблема участия разных сословий в решении проблем образования рассматривается не как изолированное региональное движение, а представляется как часть общероссийского движения.

Научная ценность исследования состоит в ликвидации существенного пробела в изучении дореволюционного периода истории образовательных учреждений и внесении в науку новых данных о их развитии.

Методологическую основу работы составляют произведения выдающихся русских педагогов и философов, общественных деятелей второй половины XIX – начала XX века Н.И. Пирогова, В.И. Водовозова, К.Д. Ушинского, В.В. Розанова.

В работе использованы логический, конкретно-исторический, сравнительный, статистический и системный методы исследования. Проблема рассматривается как сложный социальный процесс, достаточно неоднородный, но тем не менее имеющий определенные взаимосвязи между инициативами представителей разных сословий губернии. Используя конкретно-исторический метод при рассмотрении событий и фактов, автор стремился обосновать причины и определить следствия происходивших событий, раскрыть общие тенденции в развитии общественных просветительских организаций, определить особенности их функционирования на различных временных отрезках и через них показать прогрессивный характер их деятельности для социального развития региона.

В исследовании дается анализ специфических сибирских проблем в контексте общероссийских. Региональные особенности – в экономическом и культурном развитии, в наличии ссылки, оторванности от крупных образовательных центров, отсутствии на протяжении всего дореволюционного периода высших учебных заведений на территории губернии. С целью концентрации данных о развитии образовательных учреждений и популяризации их деятельности в текст исследования включено большое количество фактов, документов, статистических данных, характеризующих благотворительность.

В итоге исследования обоснованы следующие положения:

1) Начало благотворительной деятельности в губернии положили ссыльные декабристы, которые, имея крайне стесненные права на образовательную деятельность, все-таки заложили ростки филантропического сознания в местную социальную среду.

2) Большое влияние на развитие просветительских тенденций в Енисейской губернии на протяжении всего дореволюционного периода оказывал опыт таких сибирских городов, как Томск, Тобольск, Иркутск, развивающихся в сфере просвещения более динамично.

3) Значительную роль в привлечении капиталов купеческого сословия сыграла государственная система поощрений за подобный вид деятельности, чем довольно плодотворно пользовались енисейские губернаторы.

4) Вторая половина XIX века проходила в России под знаком реформ, захватывающих буквально все сферы жизнедеятельности государства. Несмотря на их непоследовательность и половинчатость, для общества было ясно, что для их успешного проведения было необходимо создать новый тип личности, более образованной, современной, динамичной, гражданственно ориентированной и поэтому новый образ жизни требовал создания хорошо развитой системы образования. Городское самоуправление, возникшее в Сибири, использовало шанс на развитие частной инициативы в образовательной сфере.

5) Развитие буржуазных отношений в Сибири во второй половине XIX века сковывалось повсеместным использованием ручного труда. Из-за отсутствия достаточного образовательного уровня зарождающегося рабочего класса тормозилось внедрение новых технологических разработок в производство. Это заставляло наиболее прогрессивную часть сибирской буржуазии вкладывать деньги в образование народа.

6) Особенности в политике самодержавия по отношению к Сибири привели к отставанию этого региона в социально-экономической сфере, превращению его в место политической и уголовной ссылки. Сибирская буржуазия оставалась довольно слабой организационно. Она не могла отражать потребности губернии и защищать ее интересы на общероссийском уровне. Эту функцию взяла на себя формирующаяся молодая интеллигенция, которая разделяла идеи областничества и реализовывала их через просветительскую деятельность.

7) Неустойчивость, изменчивость социальной структуры, вызванная переселенческой политикой государства, приводила к дестабилизации общественного сознания и культуры в губернии. Многообразие ценностей, интересов, образцов поведения в различных сферах жизнедеятельности разрушало традиционные нормы и стандарты поведения. События революции 1905-1907 годов привели к убежденности интеллигенции Сибири в том, что только посредством радикального изменения общества и перевоспитания человека можно достичь всеобщей социальной гармонии. Это приводило к быстрому повышению роли образования в губернии, где после революции начинают создаваться условия для решения задачи всеобщего начального образования. Масштабы этой работы были не под силу общественным организациям, и поэтому начало XX века характеризуется оформлением требования к государству решить эту задачу.

Практическая ценность исследования состоит в обобщении фактических данных из истории просвещения Енисейской губернии, применении опыта привлечения общественности на решение просветительских задач, беспризорности в условиях кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: