Начале XX века

    «Основной чертой второй половины Х1Хв. является усиление общественной инициативы в деле народного образования» П.Н. Милюков

В конце XIX – начале XX века Россия начинает быстро развиваться. Несмотря на остатки феодализма, динамично растёт промышленность. Строительство предприятий, применение техники, которую зачастую привозили из европейских стран, требовали квалифицированной рабочей силы. Новые общественно-экономические условия диктовали необходимость коренных преобразований в образовательной сфере. Правительство же, оказывая поддержку крупным предпринимателям и финансируя значительные проекты, например, Сибирскую железную дорогу, не стремилось к изменению дел в образовании. Это подталкивало либеральную буржуазию на проявление инициативы по реформированию школы, делало её оппозиционной самодержавию. Не выдвигая революционных требований, патриотически настроенная буржуазия и буржуазная интеллигенция, заинтересованные в экономическом и культурном развитии России, пытались решить вопросы народного образования путём проведения различных общественных мероприятий в рамках существующего строя. Своеобразием Сибири было то, что правительство, боясь настроений сепаратизма, сдерживало проявление демократических тенденций в сибирских губерниях, искусственно закрепляя за ними экономическую и культурную отсталость, сохраняя её как место ссылки и каторги. Такие особенности Сибири, как её огромные просторы, неравномерность расселения жителей по территории, наличие труднодоступных мест, слабая плотность населения, отсутствие средств связи и коммуникаций, удалённость от культурных центров, отсутствие высших учебных заведений (до 1917 года на всю Сибирь существовал только Томский университет), текучесть кадров учителей, их низкая квалификация, невостребованность образованных людей лишь усугубляли ситуацию в регионе. Н. Ядринцев писал: "Некоторые обличители сибирской жизни поставили в упрёк образованным сибирякам, что они не возвращались на родину и любили её только издали, платонически. Но эти обличители, являясь с особыми привилегиями на окраину и находясь в особенно выгодном положении, не принимали во внимание, в каком положении находился образованный сибиряк, возвратившийся на родину. Для образованного человека, с потребностью живого гражданского дела, должно быть поле для его деятельности. В Сибири же именно не было ни тех учреждений, ни той атмосферы, которая необходима была образованному человеку".(200,с.660)

Часть богатых образованных сибиряков, заботясь о будущем России, старалась помочь финансовыми средствами делу распространения образования среди простого народа. Известный золотопромышленник, общественный деятель Альфонс Леонович Шанявский, например, писал следующее: "В нынешние тяжёлые дни нашей общественной жизни, признавая, что одним из скорейших способов её обновления и оздоровления должно служить широкое распространение просвещения и привлечение симпатий народа к науке и знанию, этим источникам добра и силы, я желал бы, по возможности, оказать содействие скорейшему возникновению учреждения, удовлетворяющего потребность высшего образования".(112,с.21)

Толчком для создания столичных благотворительных организаций, преследующих образовательные цели, послужили мероприятия, которые проходили в Москве и С - Петербурге в связи с празднованием 300-летия присоединения Сибири Ермаком. Это событие положило начало объединению сибиряков, проживавших в столицах.

26 октября 1881года в петербургской гостинице "Демут" собралось более двухсот сибиряков и сибирячек. На этом собрании было предложено собрать деньги в пользу студентов будущего Томского университета (он будет открыт в 1888году).

С этого времени ежегодно 26 октября устраивались обеды, целью которых было объединение сибирских уроженцев с "единой мыслью о своей метрополии и обменом приветствий и телеграмм с городами и общественными организациями Сибири поддерживать интеллектуальную связь с далёкой родиной".(143,с.12) Через год возникла мысль об основании Общества для пособия учащейся в Москве сибирской молодёжи. Инициатива организации такого рода общества принадлежала В.И. Дрейеру. Мысль, высказанная Владимиром Ивановичем Дрейером, "встретила большое сочувствие у присутствующих и вскоре были приняты меры для её осуществления".(143,с.3) Насколько это была жизнеспособная идея, говорит тот факт, что уже через месяц был сформирован кружок, задачей которого было привлечение денежных средств и выработка устава нового общества. Активными участниками этого процесса были Юлия Ивановна Базанова, Николай Васильевич Баснин, Владимир Иванович Дрейер. С 1883 года группа инициаторов собиралась на квартире либо у Николая Васильевича Баснина, либо у Михаила Михайловича Зензинова. Именно они разработали проект устава и наметили состав его членов-учредителей. В Санкт-Петербурге шла аналогичная работа. Эти два общества потом будут всё время сравнивать работу друг друга, анализировать деятельность своих обществ. Дух соперничества между ними будет способствовать долгожительству этих общественных организаций. Учитывая трудности прохождения документов по инстанциям, инициаторы общества проявили немало настойчивости для того, чтобы Министерство Внутренних Дел утвердило уставы. Это произошло в Санкт-Петербурге 25 марта 1884 года, а в Москве в июле того же года. Пройдя по инстанциям Министерства Внутренних Дел и Министерства Просвещения, содержание устава московского общества стало значительно отличаться от проекта, выработанного организационным кружком. Так, к примеру, в проекте пособиям, выдаваемым учащимся от общества, придавался характер долгосрочных ссуд, подлежащих возвращению, когда клиенты общества достигнут материального обеспечения. Кстати сказать, в С - Петербургском уставе такая формулировка сохранилась: "Средства общества составляют:

а) единовременные и постоянные взносы членов;

б) пожертвования;

в)возвращённые ссуды;

г) проценты с капиталов и доходы с принадлежащих обществу

имуществ;

д) сборы с публичных лекций, концертов и спектаклей, устраиваемых с надлежащего, каждый раз, разрешения".(143,с.3)

Таким образом, С - Петербургское общество в материальном плане оказалось в более выгодном положении. В московском уставе по требованию Министерства народного просвещения был исключён пункт о возвращении ссуд и пособия должны были выдаваться без юридических обязательств возвращать их впоследствии. Такое изменение сильно повлияло на приток денежных средств в кассу общества, а, в конечном счёте, и на его деятельность. Как видно, государство не заботилось о процветании попечительских обществ. Их активная деятельность не могла не беспокоить чиновников: слишком очевидна была озабоченность общественности состоянием образования в России и обеспокоенность его уровнем. Неспособность государства создавать условия для желающих получить образование вынуждало наиболее передовую часть купечества и промышленников, ощущавших потребность в квалифицированных специалистах, испытывающих конкуренцию со стороны западного капитала, заботиться о создании национальных кадров. В то время, как велась продолжительная и безрезультатная переписка с Министерством народного просвещения по поводу отдельных положений устава, в Москве определился состав членов-учредителей - их было 37 человек: они сделали взносы по 200 рублей каждый. Среди них были Базанова Ю.И., Баснин Н.В., Деньгин Ф.А., Зензинов М..М., Зензинова М..А., Исаева Ф..М. В общество входили целые семьи, например, обширное семейство Сабашниковых - Мария Матвеевна, Маргарита Алексеевна, Василий Михайлович, Владимир Михайлович, Иван Михайлович, Констатин Михайлович.

В состав комитета общества содействия учащимся в С - Петербурге сибирякам входили золотопромышленники В.И. Асташев, В.И. Базилевский, И.В. Баснин, В.А. Данилов, многие из семейств Кузнецовых и Сибиряковых, А. И. Кытманов, Н. А. Шепетковский. Взносы членов-учредителей и составили основные фонды обществ: в Москве, например, его сумма исчислялась 7900рублями.

На организационном собрании в Москве, которое проходило 1октября 1884 года, обсуждались вопросы, определяющие дальнейшую деятельность общества, в частности, вопрос о том, кто может рассчитывать на помощь фонда общества. Собрание решило руководствоваться географическими границами Сибири, а не административными, и постановило так: "Считать сибиряками уроженцев зауральской части Пермской губернии, за Уральским хребтом Оренбургской губернии и Степного генерал-губернаторства сверх губерний Восточной и Западной Сибири, а также считать сибиряками детей уроженцев означенного района, прижитых ими вне Сибири".(144, с.5)

За 25 лет существования на просветительские цели Московское общество израсходовало278576 рублей 76 копеек (144,с.8), С - Петербургское - 227980рублей.(112,с.25) Помощь учащимся оказывалась в виде выдачи им на руки единовременных денежных пособий, во взносах платы за право учения, в выдаче бесплатных обедов и стипендий. Самые большие расходы были сделаны по статье оплаты за учение: в Москве на эти цели было израсходовано 94007 рублей. Общество начало свою деятельность лишь на год ранее введения в действие нового университетского устава, почти вдвое повысившего плату за слушание лекций. Общество имело право ставить себе в заслугу то, что ни один из студентов МГУ не был отчислен из него по причине неуплаты денег за обучение. Популярность общества была столь велика, что многие учащиеся приезжали из Сибири совсем без средств с единственной надеждой на его помощь. В Красноярской краевой научной библиотеке сохранился устав общества, в котором на странице, где перечислялись обязанности казначея, от руки сделана запись кем-то из красноярцев: "Адрес казначея: Василий Михайлович Михеев, Москва, Новинский бульвар". Василий Михайлович был в числе первых учредителей общества.

Подводя итоги работы общества, члены его писали:"На общество ложился моральный долг не оставить надежды обманутыми, горячие стремления к знанию неудовлетворёнными. Мало было открыть перед учащимися двери учебных заведений путём взноса непосильной для них платы, необходимо было создать мало-мальски сносные условия существования в одном из самых дорогих российских городов".(144,с.6)

Деньги выдавались не только на обучение, но и на билеты во время летних поездок студентов домой в Сибирь "отдохнуть в кругу родных от неблагоприятных условий малообеспеченной жизни в Москве".(144,с.7) Пока не построена была транссибирская железнодорожная магистраль, существенную помощь в организации таких поездок оказывали владельцы сибирских и волжских пароходных предприятий, представлявших бесплатный проезд на своих пароходах. Выдавались студентам ежемесячные пособия по 10-15 рублей, но для выдачи их каждый раз требовалась подача нового прошения. Однако общество понимало, что нужно создать более прочный и регулярный род денежной помощи для некоторых студентов на продолжительный период времени, чтобы у учащихся была снята повседневная забота о хлебе насущном, о необходимости поисков средств к существованию, чтобы они могли всецело посвящать себя научным знаниям. В 1889-90 годах, благодаря крупным взносам почётного члена Юлии Ивановны Базановой, общество приняло решение выдавать некоторым студентам стипендии в размере 25 рублей в месяц. Обычно эти стипендии назначались учащимся старших курсов. В 1909 году было учреждено три именные стипендии: имени Ю.И. Базановой, В.Н. Баснина, Г.Н. Потанина. В С - Петербурге среди жертвователей выделялись Сибиряковы: на женских курсах там было учреждено 10 стипендий их имени, на что ими было выделено только в 1885-1891 годах 20000 рублей.(112,с.25) Бывшая слушательница С - Петербургских Высших женских курсов жена купца из города Енисейска Вера Арсеньевна Баландина также была учредительницей ряда стипендий.(112,с.26)

Благодаря щедрым пожертвованиям иркутской предпринимательницы Ю.И. Базановой были организованы бесплатные обеды для нуждающихся студентов в специальной столовой общества. Всего на обеды было израсходовано 23264рубля. Кстати, Юлия Ивановна Базанова была одновременно членом обоих обществ в Москве и С - Петербурге. Ю.И. Базанова была дочерью и наследницей крупнейшего иркутского капиталиста – И.И. Базанова. Г.Х. Рабинович пишет: «Ю. Базанова, переехав на жительство из Москвы в Петербург, перевела свои капиталы в сумме 8млн.руб. в банк (156,с.) Обществом выделялись деньги для приобретения книг и пособий. Комитет общества обратился к редакциям сибирских газет с тем, чтобы они бесплатно высылали в Москву свои издания. В отчёте было констатировано, что "сибирская периодическая пресса никогда в этом не отказывала".(112,с.8) Комитет получал до20 сибирских газет, благодаря чему студенты-сибиряки были в курсе общественной жизни своей родины.

За 25 лет московское общество оказало помощь более чем 600студентам,а с-петербургское-983. Из числа получивших ссуды были уроженцы Енисейской губернии: например, в С -Петербурге в1886-1887году было 14 человек, в 1890-1891-9, в Москве в1908-1909 - 13.

Московское общество начало свою деятельность с капиталом в7900 рублей, составленным из взносов учредителей. Это был неприкосновенный капитал, размещённый в ценные бумаги, и за 25 лет проценты от этих вкладов составили 45650 рублей. Текущие нужды удовлетворялись денежными суммами, которые составлялись из процентов с основного капитала, взносов, пожертвований, сборов с концертов. Например, доходы от 18 концертов, устроенных учредителями, составили 33130 рублей. Однако с 1901 по 1907 год концерты не устраивались. На заседании комитета общества от 12 ноября 1901 года была высказана озабоченность, что в связи с введением полицейских правил, крайне стесняющих организацию благотворительных вечеров и концертов, возможность их проведения сведена к нулю. Постоянную и исключительную поддержку оказывала обществу Ю.И. Базанова: за 20 лет её взносы составили 137000рублей, т.е. 50процентов от всех поступлений.

Общество было заинтересовано в дальнейшем динамичном развитии, а оно было возможно только в том случае, если поступления в кассу были бы постоянными. К исходу второго десятилетия деятельности общества приток в кассу средств стал падать. Это было связано с общим настроением в среде буржуазно-либеральной интеллигенции, вызванным поражением в Русско-японской войне, Первой русской революцией, а также реакцией властей на эти события. Однако энтузиасты просветительской деятельности московского общества содействия учащимся-сибирякам не думали о сворачивании работы и, объективно оценивая ситуацию, искали выход из создавшегося положения. В частности, в 1909 году комитет общества предлагал пересмотреть устав в той части, где не разрешался возврат денег, полученных студентами, т.е. другими словами,замена безвозвратных пособий ссудами на разные, в зависимости от обстоятельств, сроки. Члены общества считали, что "самая помощь долгосрочными ссудами, являясь более культурной по существу своему, возлагала бы на получающего сознание долга и ответственности перед обществом, нисколько бы не задевала чувства его личного достоинства характером чистой благотворительности и устанавливало бы таким образом между обществом и его бывшими клиентами известную связь на более или менее продолжительное время".(144,с.20-21)

Подобная позиция свидетельствует о переосмыслении функций благотворительных организаций в начале века. Рассуждая об отношении интеллигенции к народу, Н.А. Бердяев писал: «Человеколюбие это было ложным, так как не было основано на настоящем уважении к человеку, к равному и родному по Единому Отцу; оно было с одной стороны состраданием и жалостью к человеку из «народа», а с другой стороны превращалось в человекопоклонство и народопоклонство. Подлинная же любовь к людям есть любовь не против истины и Бога, а в истине и в Боге, не жалость, отрицающая достоинство человека, а признание родного Божьего образа в каждом человеке». (23,с.9)

Вкладывая огромные средства на просветительские нужды, благотворители не жалели об этом. Им нужна была не благодарность от царя и правительства; для них важно было увидеть в получивших с их помощью образование людях последователей, которые бы приняли от них эстафету, сделали бы шаги вперед. Однако передачи традиций не получалось.

Члены общества с обидой говорили о том, что в огромном большинстве случаев связь между обществом и его стипендиатами утрачивается по окончании московских учебных заведений. Возврат пособий за 25 лет составил менее 2 процентов от того, что было израсходовано. В отчёте говорилось: "Общество не может не отметить этого факта, хотя и не желает бросить горького слова упрёка всем клиентам своим, не возвратившим выданных им пособий, т.к. некоторые из них возвращают свои пособия в виде членских взносов, другие оказывают содействие обществу привлечением пожертвований, устройством концертов, непосредственным сотрудничеством в работе общества".(144,с.19-20)

Членами комитета ставилась задача пересмотра устава по примеру Петербургского и Томского. С - Петербургское общество получило за 25 лет возврат ссуд 53438рублей 50 копеек, т.е. сумму в 12 раз превышающую поступления в московское общество. Томское общество вспомоществования учащимся за 1908 год получило возврат ссуд в размере 6621р.78к., в то время как поступление в московское общество в том же году составило 159р.40к. К сожалению, до сих пор в нашей стране не используется опыт этих обществ начала века и западноевропейский опыт выдачи ссуд на обучение. Это значительно расширило бы возможности молодёжи для получения образования в престижных вузах в России и за рубежом. В С - Петербурге комитет общества способствовал трудоустройству закончивших обучение молодых людей по месту жительства в Сибири, с этой целью устанавливали связи с губернаторами. Как и в Москве, в Петербурге основные усилия учредителей общества были направлены на изыскание средств. Кроме частных пожертвований устраивались любительские спектакли, литературно-музыкальные вечера с участием петербургских артистов и поэтов. Откликнулись на предложение комитета и профессора С - Петербургского университета Д.И. Менделеев и П.Ф. Лесгафт, которые прочли по две публичные лекции, которые привлекли многочисленную публику и собрали в кассу общества 889 рублей.(143,с.5-6)

На примере столичных просветительских организаций прослеживается изменение тенденций в области благотворительности: если в 1 половине и середине Х1Хв основные пожертвования делались на строительство культовых сооружений, богаделен для стариков и приютов для сирот, то в конце Х1Х- начале ХХв, потоки пожертвований направляются на образовательные цели и меценатство. Происходит своеобразная передача эстафеты от «отцов» к «детям». Первое поколение сибирских золотопромышленников, создавших первоначальный капитал и непосредственно участвовавших в его приумножении, в своем большинстве были либо безграмотными, либо малограмотными, за исключением небольшого числа дворян. Их дети, получившие образование в лучших российских и зарубежных учебных заведениях, как правило, предпочитали в большинстве своем отдавать доставшиеся по наследству прииски и заводы в аренду, реализовывали себя не столько в предпринимательской сфере, сколько в общественной, вкладывая значительные средства в развитие образования не только в Сибири, но и в России. Для большинства благотворителей –«детей» характерным было то, что они реализовывали себя в разных областях человеческой деятельности, были трудолюбивы, но природа одарила многих из них чуткостью и способностью сострадать, а воспитание и обучение в столичных университетах, где даже в годы реакции присутствовал дух революционного народничества, идеалистического желания служить народу, способствовали тому, что у них формировалось особое мировоззрение, не выносившее противоречия между личным благополучием и несправедливостью, которую они видели в реальной жизни.

В настоящее время, когда обучение всё больше коммерционализируется, и из-за сложных финансовых условий сибирская молодёжь имеет ограниченные возможности обучения в столицах - Москве и Петербурге, опыт этих обществ может быть незаменимым. Возможно, наши коммерсанты, политические деятели, родившиеся в Сибири и получившие здесь путёвку в жизнь, осознают необходимость помощи талантливым молодым сибирякам, которые не имеют материальных средств для обучения в столичных вузах. И вот опыт благотворителей конца XIX века может им пригодиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: