Системы питания двигателей 20 страница


9 10

Рис. 7.5. Камерная (а) и бескамерная (б) шины:

I, 12 — вентили; 2 — лента; 3 — сердечник; 4 — борт; 5 — боковина; 6 — каркас;

7 — полушечный слой; 8 ~ протектор; 9 — камера; 10 — покрышка; // —

воздухонепроницаемый слой

покрышки. Он соединяет все ее части в одно целое и придает покрышке необходимую жесткость, обладая высокой эластично­стью и прочностью. Каркас покрышки выполнен из нескольких слоев корда толщиной 1...1,5 мм. Число слоев корда составляет обычно 4 — 6 для шин легковых автомобилей.

Корд представляет собой специальную ткань, состоящую в ос­новном из продольных нитей диаметром 0,6...0,8 мм с очень ред­кими поперечными нитями. В зависимости от типа и назначения шины корд может быть хлопчатобумажный, вискозный, капро­новый, перлоновый, нейлоновый и металлический.

Протектор обеспечивает сцепление шины с дорогой и предо­храняет каркас от повреждения. Его изготавливают из прочной, твердой, износостойкой резины. В нем различают расчлененную часть (рисунок) и подканавочный слой. Ширина протектора со­ставляет 0,7...0,8 ширины профиля шины, а толшина примерно 10...20 мм у шин легковых и 15...30 мм у шин грузовых автомоби­лей. Рисунок протектора зависит от типа и назначения шины.

Подушечный слой (брекер) связывает протектор с каркасом и предохраняет каркас от толчков и ударов, воспринимаемых про­тектором от неровностей дороги. Он обычно состоит из несколь­ких слоев корда. Толщина подушечного слоя равна 3...7 мм.

У шин легковых автомобилей подушечный слой иногда отсут­ствует. Подушечный слой работает в наиболее напряженных тем­пературных условиях по сравнению с другими элементами шины (до Н0...120°С).

Боковины предохраняют каркас от повреждения и действия влаги. Их обычно изготавливают из протекторной резины толщи­ной 1,5...3,5 мм.


Борта надежно укрепляют покрышку на ободе. Снаружи борта имеют один-два слоя прорезиненной ленты, предохраняющей их от истирания об обод и от повреждений при монтаже и демонтаже шины. Внутри бортов заделаны стальные проволочные сердечники. Они увеличивают прочность бортов, предохраняют их от растяги­вания и предотвращают соскакивание шины с обода колеса. Шина с поврежденным сердечником непригодна для эксплуатации.

Камера удерживает сжатый воздух внутри шины. Она представ­ляет собой эластичную резиновую оболочку в виде замкнутой трубы. Для плотной посадки (без складок) внутри шины размеры каме­ры несколько меньше, чем внутренняя полость покрышки. Тол­щина стенки камеры обычно составляет 1,5...2,5 мм для шин лег­ковых автомобилей. На наружной поверхности камеры делаются радиальные риски, которые способствуют отводу наружу воздуха, остающегося между камерой и покрышкой после монтажа шины. Камеры изготавливают из высокопрочной резины.

Для накачивания и выпуска воздуха камера имеет специаль­ный вентиль. Он позволяет нагнетать воздух внутрь камеры и авто­матически закрывает его выход из камеры.

В зависимости от типа и размера обода колеса, одинарной или сдвоенной установки шин вентили выпускают разной длины и формы (прямые и изогнутые), но с взаимозаменяемыми деталя­ми. Вентили могут быть металлические, металлические с обрези-ненной пяткой и резинометаллические. Вентили металлические и с обрезиненной пяткой используют для камер грузовых шин, а резинометаллические — для легковых шин.

Вентиль (рис. 7.6, а) состоит из корпуса 8, золотника 2 и кол­пачка 1. Корпус металлического вентиля (рис. 7.6, а, б) представ­ляет собой прямую или изогнутую латунную трубку. Нижним кон­цом он прикреплен к камере 10 с помощью шайбы и гайки 9. Для крепления вентиля на камере имеется специальная площадка оваль­ной или круглой формы, привулканизированная к камере. Внутрь корпуса ввернут золотник 2 с резиновой уплотнительной втулкой 3. Через золотник проходит стержень 5 с клапаном 4 и скобой 7. Клапан через резиновое кольцо плотно прижимается к золотнику пружиной 6. При накачивании камеры клапан открывается под давлением воздуха, пропуская его внутрь камеры. Для выпуска воз­духа из камеры необходимо нажать на стержень и открыть клапан. На верхний конец вентиля навертывают колпачок /, который предохраняет вентиль от загрязнения и одновременно служит клю­чом для ввертывания и вывертывания золотника. Металлический вентиль с обрезиненной пяткой (рис. 7.6, в) имеет более надеж­ное крепление к камере, чем металлический, так как он привул-канизирован к камере.

Резинометаллический вентиль (рис. 7.6, г) состоит из прямого резинового корпуса, внутри которого заделана металлическая втул-





Рис. 7.6. Вентили шин:

о, б — металлические; в — металлический с обрезиненной пяткой; г — резино-

металлический; д — для бескамерной шины; / — колпачок; 2 — золотник; 3

втулка; 4— клапан; 5— стержень; 6— пружина; 7— скоба; 8— корпус; 9,' 11 —

гайки; 10 — камера; 12 — шайбы

ка. Втулка имеет внутреннюю резьбу для ввертывания стандартно­го золотника и наружную — для навертывания колпачка-ключа. Нижняя часть корпуса имеет резиновую пятку, с помощью кото­рой вентиль привулканизовывают к камере. Резинометаллические вентили по сравнению с прямыми металлическими более просты по конструкции, имеют меньшую массу и более низкую стоимость, обеспечивают лучшую герметичность.

Ободная лента 2 (см. рис. 7.5, а) шины предохраняет камеру от повреждений и трения об обод колеса и борта покрышки. Лента исключает также возможность защемления камеры между борта­ми покрышки и ободом. Она выполнена из резиновой профили­рованной ленты и имеет форму кольца, внутренний диаметр кото­рого несколько больше диаметра обода колеса. Толщина ленты в средней части составляет 3... 10 мм и уменьшается к краям до 1 мм. Такой поперечный профиль ленты обеспечивает лучшее прилега­ние ее к бортам покрышки и ободу. В ободной ленте имеется от­верстие для вентиля камеры. Ободная лента устанавливается меж­ду ободом колеса и камерой шины. На ободных лентах указаны размеры, соответствующие шинам, для которых они предназна­чены.

Бескамерная шина (см. рис. 7.5, б) не имеет камеры. По устрой­ству она близка к покрышке камерной шины и по внешнему виду почти не отличается от нее. Особенностью бескамерной шины является наличие на ее внутренней поверхности герметизирующего воздухонепроницаемого резинового слоя //толщиной 1,5...Змм, который удерживает сжатый воздух внутри шины. На бортах шины'


кроме того, имеется уплотняющий резиновый слой, обеспечива­ющий необходимую герметичность в местах соединения бортов и обода колеса. Материал каркаса бескамерной шины также харак­теризуется высокой воздухонепроницаемостью, так как для него используют вискозный, капроновый или нейлоновый корд.

Посадочный диаметр бескамерной шины уменьшен, она мон­тируется на герметичный обод. Вентиль (см. рис. 7.6, д) шины посредством гайки 11 с шайбой герметично закреплен на двух ре­зиновых уплотняющих шайбах 12 непосредственно в ободе колеса.

Бескамерные шины по сравнению с камерными повышают безопасность движения, легко ремонтируются, во время работы меньше нагреваются, более долговечны, проще по конструкции, имеют меньшую массу.

Повышение безопасности движения объясняется меньшей чув­ствительностью бескамерных шин к проколам и другим повреж­дениям. При повреждении камерной шины камера не охватывает прокалывающий предмет, так как находится в растянутом состо­янии. Воздух через образовавшееся отверстие поступает внутрь покрышки и свободно выходит через неплотности между ее бор­тами и ободом колеса. При повреждениях бескамерной шины про­калывающий предмет плотно охватывается нерастянутым герме­тизирующим слоем резины, и воздух выходит из шины очень мед­ленно. В результате этого обеспечивается возможность остановки автомобиля. В некоторых случаях, когда прокалывающий предмет остался в шине, воздух из нее вообще не выходит.

Легкость ремонта бескамерных шин объясняется тем, что мно­гие повреждения могут быть устранены без снятия шин с колес, что особенно важно в дорожных условиях. При ремонте в место повреждения вводят посредством специальной иглы уплотнитель-ные пробки. Меньший нагрев бескамерных шин объясняется луч­шим отводом теплоты через обод колеса, который не закрыт каме­рой, и отсутствием трения между покрышкой и камерой, которое имеется у обычных шин. Улучшение теплового режима является одной из причин повышенной долговечности бескамерных шин, срок службы которых на 10...20% больше, чем у камерных шин. Однако стоимость бескамерных шин более высока, чем камерных. Такие шины требуют специальных ободьев, а монтаж и демон­таж их более сложны, для выполнения этих операций нужны спе­циальные приспособления и устройства.

Рисунок протектора шины оказывает большое влияние на дви­жение автомобиля.

Дорожный рисунок протектора (рис. 7.7, а) имеют шины, предназначенные для работы на дорогах с твердым покрытием. Он обычно представляет собой продольные зигзагообразные ребра и канавки. Рисунок такого типа придает протектору высокую изно­состойкость, обеспечивает бесшумность работы шины.


Рис. 7.7. Рисунки протектора шин (а—д) и шипы (е) противоскольже­ния:

/ — сердечник; 2 — корпус

Кроме того, легковые шины могут иметь дорожный направлен­ный рисунок протектора и дорож­ный асимметричный рисунок.

дг

Шины с направленным рисун­
ком протектора лучше отводят
воду и грязь из места контакта их
с дорогой, чем шины с обычным
дорожным рисунком. Эти шины
менее шумны. Однако рисунок
запасного колеса при его установ-
е ке совпадает по направлению вра-

щения только с колесами одной стороны автомобиля. Временная установка его против указанного направления вращения допустима только при условии движения с меньшими скоростями.

Шины с асимметричным рисунком протектора хорошо рабо­тают в различных условиях эксплуатации. Так, наружная сторона этих шин лучше работает на твердой дороге при положительной температуре, а внутренняя — в зимних условиях при пониженной температуре.

Универсальный рисунок протектора (рис. 7.7, 6) используется для шин автомобилей, эксплуатируемых на дорогах смешанного типа (с твердым покрытием и грунтовых). Протектор с таким рисунком имеет мелкую насечку в центральной части и более крупную в боковой. При движении по плохим дорогам боковые выступы входят в зацепление с грунтом, в результате чего улуч­шается проходимость. Однако при таком рисунке протектора по­вышается его изнашивание во время движения по сухим твердым дорогам. Рисунок обеспечивает хорошее сцепление на грунтовых дорогах, а также на мокрых, грязных и заснеженных дорогах с твердым покрытием.

Универсальный рисунок протектора также называется всесе-зонным, а шины с универсальным рисунком — всесезонными.

Рисунок повышенной проходимости (рис. 7.7, в) имеют шины, работающие в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Он характеризуется высокими грунтозацепами. Протектор с таким рисунком обеспечивает хорошее сцепление с грунтом и хорошее


самоочищение колес от грязи и снега. При движении по дорогам с твердым покрытием ускоряется изнашивание шин с этим ри­сунком протектора, возрастает шум, ухудшается плавность хода и устойчивость автомобиля.

Карьерный рисунок протектора (рис. 7.7, г) имеют шины, пред­назначенные для работы в карьерах, на лесозаготовках и т. п. Этот рисунок аналогичен рисунку повышенной проходимости, но имеет более широкие выступы и более узкие канавки. Выступы выпол­няются массивными, широкими в основании и суживающимися кверху. Карьерный рисунок протектора обеспечивает высокое сопротивление шины механическим повреждениям и изнаши­ванию.

Зимний рисунок протектора (рис. 7.7, д) предназначен для шин, эксплуатируемых на заснеженных и обледенелых дорогах. Он обыч­но состоит из отдельных резиновых блоков угловатой формы, рас­члененных надрезами, и достаточно широких и глубоких канавок. Площадь выступов зимнего рисунка составляет примерно 60... 70 % площади беговой дорожки протектора. Протектор с зимним ри­сунком обладает хорошей самоочищаемостью и интенсивным от­водом влаги и грязи из зоны контакта. При движении по сухим дорогам с твердым покрытием, особенно в летнее время, шины с зимним рисунком протектора ускоренно изнашиваются, имеют значительное сопротивление качению и большую шумность. Эти шины допускают движение с максимальными скоростями на 15...35% ниже, чем обычные шины.

Зимний рисунок протектора обеспечивает возможность уста­новки шипов противоскольжения для повышения безопасности движения на обледенелых и укатанных заснеженных дорогах. С этой целью в протекторе шины делают гнезда для шипов. Ошипован­ные шины повышают сцепление колес на скользких и обледенелых дорогах, на 40...50 % сокращают тормозной путь, значительно по­вышают безопасность криволинейного движения и сопротивле­ние заносу. Ошипованные шины должны устанавливаться на всех колесах автомобиля. Частичная установка их на автомобиле при­водит к нарушению безопасности движения. Давление в шинах с шипами на 0,02 МПа выше, чем в обычных шинах.

На рис. 7.7, е показаны шипы противоскольжения, применяемые на современных пневматических шинах. Шип состоит из корпуса 2 и сердечника 1. Сердечник делают из твердого сплава, обладающего высокой износостойкостью и вязкостью. Корпус выполняют обыч­но из сплава стали и свинца. Его оцинковывают, хромируют для защиты от коррозии. Иногда корпус шипа изготавливают пласт­массовым. Диаметр шипа зависит от его назначения. Для шин лег­ковых автомобилей применяют шипы диаметром 8...9 мм.

Длина шипов зависит от толщины протектора шин и составля­ет 10 мм и более.


Число шипов, устанавливаемых в шине, зависит от массы ав­томобиля, мощности двигателя и условий эксплуатации. В месте контакта шины с дорогой должно быть 8— 12 шипов. Наибольшая эффективность достигается, если длина выступающей части ши­пов составляет 1... 1,5 мм для легковых шин.

Профиль шин, применяемых на автомобилях, может быть раз­личной формы.

Шины обычного профиля {тороидные) выполняются камерными и бескамерными. Их профиль близок к окружности. Отношение высоты Н профиля шины к его ширине В более 0,9. Тороидные шины являются наиболее распространенными. Их устанавливают на легковых и грузовых автомобилях, автобусах, прицепах и полу­прицепах, т.е. на автомобилях, эксплуатируемых преимуществен­но на благоустроенных дорогах.

Широкопрофильные шины (рис. 7.8) имеют профиль овальной формы (отношение Я/В = 0,6...0,9) и могут быть камерными и бескамерными. Они работают как с постоянным, так и с пере­менным давлением воздуха и выполняются с одной или двумя выпуклыми беговыми дорожками. Нормальное внутреннее давле­ние воздуха для широкопрофильных шин примерно в 1,5 раза ниже, чем для обычных шин.

Широкопрофильные шины с регулируемым давлением и од­ной беговой дорожкой применяются на автомобилях для повыше­ния их проходимости, а с постоянным давлением и двумя бего­выми дорожками — на автомобилях ограниченной проходимости. Последние предназначены для замены обычных шин сдвоенных задних колес. При этом достигается экономия расхода материалов на 10...20 % и уменьшение массы колес на 10... 15 %. По сравне­нию с обычными шинами широкопрофильные имеют повышен­ную грузоподъемность и пониженное сопротивление качению. Они улучшают управляемость, устойчивость и повышают проходимость


автомобиля, а также уменьшают расход топлива. Недостатком широкопрофильных шин является необходимость использования на одном автомобиле двух типов шин (обычных и широкопро­фильных) и соответственно двух запасных колес (для переднего и заднего мостов) в тех случаях, когда они устанавливаются на сдво­енные задние колеса вместо обычных шин.

Низкопрофильные шины имеют Н/В ~ 0,7...0,88, а у сверхниз-копрофильных шин отношение высоты профиля шины к ее ши­рине не более 0,7. Оба типа шин имеют пониженную высоту про­филя, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля. Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины предназначе­ны главным образом для легковых автомобилей и автобусов.

Арочные шины (рис. 7.9, а) имеют профиль в виде арки пере­менной кривизны с низкими мощными бортами, Н/В = 0,35...0,5. Каркас шин прочный, тонкослойный, обладает малым сопротив­лением изгибу. Арочные шины выполняются бескамерными. Внут­реннее давление воздуха составляет 0,05...0,15 МПа. Ширина про­филя у арочных шин в 2,5 — 3,5 раза больше, чем у обычных шин, а радиальная деформация выше в два раза. Рисунок протектора — повышенной проходимости с мощными расчлененными грунто-зацепами эвольвентной формы почти на всю ширину профиля шины. Высота грунтозацепов составляет 35...40 мм, а шаг между ними 100...250 мм. В средней части рисунка протектора по окруж­ности шины находится специальный пояс, состоящий из одного или двух рядов расчлененных грунтозацепов. Пояс предназначен для уменьшения изнашивания протектора шины при движении по дорогам с твердым покрытием. Широкий профиль с высокими грунтозацепами, эластичность шины и низкое давление воздуха обеспечивают большую площадь контакта шины с опорной поверх­ностью, малое удельное давление, небольшое сопротивление ка­чению и возможность реализации большой тяговой силы на мяг-



а б в


Рис. 7.8. Широкопрофильные шины с двумя (а) и одной (б) беговыми

дорожками


Рис. 7.9. Специальные шины: а — арочные; б — пневмокаток; в — с регулируемым давлением


ких грунтах. При качении по мягкому грунту арочные шины ин­тенсивно уплотняют грунт в направлении к центру контакта шин с опорной поверхностью. Вследствие этого значительно по­вышается проходимость автомобиля в условиях бездорожья (по размокшим грунтам, заснеженным дорогам и т. п.). Арочные шины используют как сезонное средство повышения проходимости ав­томобилей. Их устанавливают вместо обычных шин сдвоенных зад­них колес на специальном ободе.

Арочные шины по сравнению с обычными имеют более высокую стоимость, повышенный износ протектора на дорогах с твердым покрытием и более сложный монтаж и демонтаж.

Пневмокатки (рис. 7.9, б) представляют собой высокоэластич­ные оболочки бочкообразной формы. Они имеют П-образный профиль, ширина которого составляет 1 — 2 наружных диаметра пневмокатка, а отношение Н/В = 0,25...0,4. Протектор снабжен невысокими, редко расположенными грунтозацепами, которые наряду с основным своим назначением повышают также проч­ность пневмокатка и обеспечивают сохранность (устойчивость) его формы. Эластичность пневмокатков в 3 — 4 раза выше, чем у обычных, ив 1,5 — 2 раза выше, чем у арочных шин. Пневмокатки изготавливают бескамерными. Внутреннее давление воздуха в них 0,01... 0,05 МПа. Высокая эластичность и малое внутреннее давле­ние воздуха обеспечивают пневмокаткам очень низкое давление на грунт, хорошую приспособляемость к дорожным условиям и высокую сопротивляемость к проколам и повреждениям. В случае прокола воздух из пневмокатка выходит очень медленно из-за не­значительного внутреннего давления. Однако пневмокатки из-за низкого давления воздуха в них при достаточно больших размерах имеют относительно малую грузоподъемность. Значительная ши­рина и малая грузоподъемность пневмокатков ограничивают их применение на автомобилях. Кроме того, на ровных дорогах с твер­дым покрытием пневмокатки имеют относительно низкий срок службы.

Пневмокатки предназначены для автомобилей, работающих в особо тяжелых условиях. Их монтируют на ободьях специаль­ной конструкции. Автомобили с пневмокатками могут двигаться по снежной целине, сыпучим пескам, заболоченной местности и т.п.

Крупногабаритные шины имеют ширину профиля В = 350 мм и более, независимую от посадочного диаметра. Эти шины имеют тонкослойный каркас и эластичный протектор с сравнительно неглубоким рисунком протектора. Они выпускаются бескамерны­ми. Наружный диаметр крупногабаритных шин достигает 2...3 м и более. Давление воздуха в шинах очень низкое (0,02...0,035 МПа) и регулируется водителем. Крупногабаритные шины имеют боль­шую площадь опоры на грунт и предназначены для работы в осо-


бо тяжелых условиях — по пес­кам, болотам, снежной целине, неровной местности.

Диагональные и радиальные шины имеют различную конст­рукцию каркаса.

Рис. 7.10. Диагональная (я) и радиальная (б) шины: / — подушечный слой; 2 — каркас

Диагональные шины (рис. 7.10, а) имеют каркас 2, нити корда ко­торого располагаются под углом 50...52° к оси колеса и перекре­щиваются в смежных слоях. Нити корда подушечного слоя 1 так­же расположены под некоторым углом к оси колеса. Каркас диа­гональных шин менее подвержен повреждению от ударов, поре­зов и т.п.

Радиальные шины (рис. 7.10, б) отличаются от диагональных шин расположением нитей корда в каркасе, формой профиля, слойностью, особенностями подушечного слоя, бортовой части, протектора и качеством применяемых материалов.

Шины имеют радиальное расположение нитей корда каркаса 2, которые идут параллельно друг другу от одного борта шины к другому. Число слоев корда в два раза меньше, чем у шин с диаго­нальным расположением нитей корда. Подушечный слой 1 изго­товлен из металлического или вискозного корда. Высота профиля шин несколько сокращена, И/В = 0,7...0,85. Шины бывают ка­мерные и бескамерные. Радиальные шины по сравнению с шина­ми с диагональным расположением нитей корда характеризуются большей грузоподъемностью (на 15...20 %), большей радиальной эластичностью (на 30...35 %), меньшим сопротивлением качению (на 10%), меньше нагреваются (на 20...30 °С). Шины лучше сгла­живают микронеровности дороги, улучшают управляемость автомо­биля, уменьшают расход топлива и обладают большей износо­стойкостью. Срок службы шин в 1,5 — 2 раза выше, и их пробег составляет 75... 80 тыс. км. Однако шины имеют высокую стоимость и повышенную боковую эластичность, что создает повышенный шум при качении по неровной дороге.

Шины с регулируемым давлением (см. рис. 7.9, в) могут быть камерными и бескамерными. По сравнению с обычными шинами они имеют увеличенную ширину профиля (на 25...40 %), меньшее число слоев корда каркаса (в 1,5 — 2 раза) и мягкие резиновые прослойки между слоями корда, увеличенную площадь опоры на грунт (в 2 —4 раза при снижении давления), меньшее удельное давление на грунт, хорошее сцепление с ним и большую элас­тичность. Протектор шин также отличается повышенной эластич-


           
   
     
 
 
 

б

ностью и имеет специальный рисунок с крупными широко рас­ставленными грунтозацепами, допускающий большие деформа­ции. Высота грунтозацепов составляет 15... 30 мм. Вентиль этих шин не имеет золотника. Такие шины могут работать с переменным давлением воздуха 0,05...0,35 МПа, значение которого выбирает водитель в соответствии с дорожными условиями. Давление воз-духа в шинах регулируют с помощью специального оборудова­ния, установленного на автомобиле, которое позволяет не только поддерживать в шинах требуемое давление в зависимости от усло­вий эксплуатации, но и непрерывно подавать воздух в шины при проколах и мелких повреждениях.

Шины с регулируемым давлением предназначены для работы на дорогах всех категорий во всех климатических зонах страны при температурах от -60 до +55 "С. При прохождении тяжелых участ­ков пути (заболоченная местность, снежная целина, сыпучие пес­ки) давление воздуха в шинах снижают до минимума, а на доро­гах с твердым покрытием доводят до максимального значения. Шины с регулируемым давлением применяют на автомобилях высокой проходимости. В связи с тем что они работают в более тяжелых условиях и при пониженных давлениях воздуха, срок их службы в 2—2,5 раза меньше, чем у обычных шин. Кроме того, эти шины имеют пониженную грузоподъемность по сравнению с обычными шинами того же размера.

Размеры и маркировка шин проставлены на их боковой поверх­ности. Основными размерами шины (рис. 7.11) являются ширина В и высота Н профиля, посадочный диаметр й и наружный диа­метр О.

Размер диагональных шин обозначается двумя числами — в виде сочетания размеров В~й. Для выпускаемых отечественных шин приняты дюймовая система обозначения, т.е. размеры В и д

даются в дюймах (например, 6,95—16), и смешанная система обозначения — размер Сдается в миллиметрах, а размер й — в дюймах (например, 175—16).

Размер радиальных шин обо­значается тремя числами и бук­вой К. Например, 175/70КЛЗ, где 175 — ширина В профиля шины в миллиметрах; 70 — отношение высоты Як ширине В профиля в процентах; Я — радиальная; 13 — посадочный диаметр с/ в дюймах.

Рис. 7.11. Основные размеры шины
 

Кроме размеров, в маркиров­ке шины указываются завод-из-


готовитель, модель шины, ее порядковый номер и другие данные. На шинах при необходимости наносятся дополнительные обозна­чения. Например, надпись «ТиЪе1е85» — для бескамерных шин; знак М + 8 — для шин с зимним рисунком протектора; буква Ш — у шин, предназначенных для ошиповки, и ряд других обозначений.

7.3. Ободья, ступица и соединительный элемент колеса

Колеса автомобилей могут быть с глубокими неразборными и разборными ободьями, а также с соединительными элементами в виде дисков, спиц или без них.

Ободья служат для установки пневматической шины. Они име­ют специальный профиль. Их обычно штампуют или прокатывают из стали, а также отливают совместно с диском из легких сплавов (алюминиевые, магниевые).


а

Глубокий обод 2 (см. рис. 7.3, а) используется для колес легко­вых автомобилей. Он выполнен неразборным. В средней части та­кого обода сделана выемка В, которая облегчает монтаж и демон­таж шины. Выемка может быть симметричной или несимметрич­ной. По обе стороны от выемки расположены конические полки, которые заканчиваются бортами. Угол наклона полок обода состав­ляет (5+1)°, вследствие чего улучшается посадка шины на ободе.


Глубокие ободья отличаются большой жесткостью, малой мас­сой и простотой изготовления. Однако на таких ободьях можно монтировать только шины сравнительно небольших размеров с высокой эластичностью бортовой части. Поэтому глубокие ободья используются только в колесах легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.

Разборные ободья применяют для колес большинства грузо­вых автомобилей. Конструкция их весьма разнообразна. На рис. 7.12 показан разборный обод с конической посадочной полкой, наибо­лее часто используемый для камерных шин грузовых автомобилей. Обод 3 имеет неразрезное съемное бортовое кольцо 1 с конической полкой и пружинное разрезное кольцо 2 Съемное бортовое кольцо удерживается на ободе с помощью пружинного кольца. Разборные ■ ободья облегчают монтаж и демонтаж шин грузовых автомобилей, которые имеют большие массу, размеры и жесткую бортовую часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: