Список синонимов

1.диспут 10.несогласие 19.нелады
2.стычка 11.дискуссия 20.схватка
3.раздор 12.разлад 21.перепалка
4.перебранка 13.скандал 22.рукопашная
5.столкновение 14.неполадки 23.свалка
6.распря 15.разногласие 24.спор.
7.брань 16.драка 25.потасовка
8.размолвка 17.ссора  
9.сражение 18.битва  
I I I

В приведенном нами кратком обзоре мы ограничились примерами классических методических процедур исследования конфликта, без упоминания которых невоз­можно было бы понять непростую историю изучения конфликтов, а также проис­хождение и характер существующих эмпирических исследований, и методик, кото­рые доступны отечественным исследователям, релевантны для нашей культуры или апробированы в ней. Понятно, что в западной практике применяется более широкий спектр методов (в частности, опросных), используемых, например, для выявления стилей взаимодействий конфликтующих сторон.

Вместе с тем и по сей день, несмотря на интенсивное развитие конфликтологии, процедуры изучения конфликта остаются «слабым местом». Анцупов и Шипилов, авторы обзора методов исследования и диагностики конфликтов, включают в него — помимо описания общенаучных методологических принципов исследования, ос­новных этапов анализа конфликтов и т. д. — и методы психологии. Однако речь в основном идет о методах, направленных на изучение взаимоотношений, психологи­ческого климата и т. д. с помощью опросных методик или социометрии. Кроме того, упоминаются разнообразные диагностические методики, с помощью которых выяв­ляются такие особенности личности, как агрессивность, тревожность и др. (Анцу­пов, Шипилов, 1999). В большинстве случаев они могут использоваться в исследо­вательских целях или быть источником информации об участниках конфликта, но, в строгом смысле, они не являются методами изучения самого конфликта.

В то же время следует отдавать себе отчет в том, что методическая процедура, выбранная для изучения конфликта, в свою очередь определяет и предмет исследо­вания.

Проиллюстрируем это следующим примером. В ряде исследований, выполнен­ных на основе самоотчетов индивидов, было показано, что чаще всего они связыва­ют свою неудовлетворенность отношениями с недостаточно открытой и ясной ком­муникацией и чем эта неудовлетворенность больше, тем чаще она проявляется. Напротив, хорошо приспособленные друг к другу партнеры говорят о самораскры­тии и меньшем избегании конфликтов.

Более малочисленные исследования связаны с прямым наблюдением конфликта партнеров, взаимодействие которых, как показали наблюдения разных авторов, включало не только прямую дискуссию по проблеме, но и разнообразные формы ухода от конфликта. Партнеры создают свой стиль преодоления, и степень их ори­ентации на столкновение или избегание зависит в том числе и от личных представ­лений и ценностей (что было получено опять-таки с помощью самоотчетов).

Совершенно очевидно, что это не просто разные методические подходы к изуче­нию конфликтных явлений, но и фактически разные явления. В случае использова­ния самоотчетов людей мы работаем с образами конфликтной ситуации, возникаю­щими у ее участников, с их интерпретациями происходящего. В случае прямого на­блюдения — сам исследователь интерпретирует происходящее (не говоря уже о необходимости учитывать вероятное влияние присутствия наблюдателя или средств фиксации на то, как люди ведут себя в этой ситуации).

Методические проблемы в первую очередь определяют недостаточность эмпи­рических данных в сфере описания феноменологии конфликтов; нежелание моло­дых ученых, ориентированных на «академическую» науку, обращаться к этому яв­лению, столь мало доступному традиционным типам исследования; преимуще­ственную ориентацию сегодняшних специалистов скорее на практику работы с кон­фликтами, чем на их изучение.

Резюме

1. Сложность явления конфликта и разнообразие подходов к его пониманию оп­ределяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения кон­фликта.

2. Бихевиористски ориентированные подходы предложили ряд эксперимен­тальных процедур, основанных на создании внешней ситуации, которая «объективно» ставит человека в ситуацию конфликта, и предполагающих фиксирование его реакций на эту ситуацию. Наибольшую известность полу­чили игровые процедуры (в частности, «дилемма заключенного») и модели­рование Дойчем реальных конфликтов в лабораторных условиях.

3. Сомнения в релевантности лабораторного изучения конфликта его феноме­нологии в реальных естественных условиях, в действительности оказываю­щегося бесконечно богаче своей «инсценировки», а также общая критика ла­бораторных исследований сложных форм человеческого поведения привели


к снижению их популярности и доминированию интереса к поиску возмож­ностей изучения конфликтов в реальных условиях человеческого взаимодействия.

4. Невозможность широкого экспериментирования по созданию конфликтов в реальных условиях человеческого существования стимулировала поиск ана­логов конфликтного взаимодействия среди других специфических форм со­циального взаимодействия, которые, по мнению сторонников подобных под­ходов, естественным образом моделируют конфликт. Тем не менее в большинстве случаев эвристичность этих приемов не выходит за пределы данных специфических ситуаций.

5. Наиболее распространенными в изучении конфликтов в психологии являют­ся сегодня опросные методы, включающие разнообразные шкалы диагности­ки наличия конфликта, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стра­тегии поведений в конфликтах (нередко по гипотетическим ситуациям взаи­модействия, которые предлагаются испытуемым),

6. Используемые в психологии методики диагностики внутриличностных конф­ликтов по преимуществу основываются на выявлении расхождений «реаль­ного» и «идеального»»Я» человека, что подтверждает их интерсубъектный характер.

7. Нерешенные методические проблемы изучения конфликта определяют недо­статочность эмпирического материала в сфере описания феноменологии конфликта, а также доминирование ориентации скорее на практику работы с конфликтами, чем на их исследование.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: