Отношение астеника к старости зависит от степени его самовоспитания и меры ментального здоровья.
Если он откажется от укрепления своей хрупкой нервной системы, то попадет под власть своего больного подсознания. Невыносимо грустно для него будет ощущение прошедшей жизни, мучительно воспоминание о нелепых и ненужных ошибках и горестно сознание так и не осуществившихся ожиданий. Кроме того, многочисленные не–врогенные нарушения физического здоровья отравляют его жизнь и тяжким грузом ложатся на плечи семьи.
Но если астенику удалось перепрограммировать свою психику, укрепить ее слабые стороны и освободиться от груза неврогенных нарушений, он будет вознагражден спокойной, счастливой старостью, похожей на чистый осенний день, наполненный светом и теплом. Он будет воспринимать прожитую жизнь как дар, и это наполнит его благодарностью.
КАК АСТЕНИКИ ДОЛЖНЫ ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ
Астеники ясно осознают свой долг по отношению к окружающим, но у них есть долг и обязанности по отношению к своей личности. Они должны:
|
|
* Идентифицировать свой характер, его сильные и слабые стороны, стать на путь саморазвития, путь постоянных изменений. Изменения должны быть
не революционными, а скорее небольшими, даже крохотными.
* Избегать роли больного.
* Постоянно увеличивать самопринятие.
* Любить, уважать себя при любых условиях.
* Проявлять мужество, быть независимой личностью.
* Воспитывать в себе, по выражению йогов, «внутреннего свидетеля», т.е. возможность объективного наблюдения за самим собой, за своими мыслями, поведением, но не с целью самоунижения, а ради конструктивного анализа, необходимого для движения вперед.
* «Быть воином и стать на тропу войны» (К. Костанеда).
ОТНОШЕНИЕ К АСТЕНИКАМ
Когда мы видим проявления астеничности в искусстве, воплощающиеся в утонченном и ранимом восприятии действительности, мы принимаем их и считаем образцами человечности. Но, сталкиваясь с астеничностью в живых людях, мы часто испытываем раздражение или желание подчинить себе такого человека. В отношении астеника мы должны:
Принять его хрупкость и осознать его огромный потенциал развития.
Оказывать ему поддержку, больше хвалить, ведь доброе слово и любовь необходимы ему как воздух.
Создать щадящий образ жизни, обеспечить достаточное количество сна, регулярное питание, отсутствие перегрузок.
Мотивировать его на саморазвитие.
ГЛАВА 5