ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»
Цели: формировать представление о качествах, свойственных девочкам и мальчикам, побуждать учащихся к нравственным поступкам.
Ход занятия
Вступительная беседа.
- Прочитайте тему занятия, записанную на доске.
- Будем путешествовать по станциям (раздаются маршрутные листы). Узнаем, сильно ли отличаются друг от друга мальчики и девочки, как надо вести по отношению друг к другу. На некоторых станциях - встреча с мамами ваших ровесников.
Упражнение «Подари цветок»
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите друг другу цветок со словами «Я хочу дать этот цветок тебе, потому что…».
Размышление «Класс-сад».
- Представьте, ребята, что наш класс – это сад, в котором растёт много разных растений. Все они не похожи друг на друга: у каждого своя пора цветения и созревания плодов, каждому нужны особые условия: одно раньше цветёт, другое – позже, у одного – яркие большие цветы, у другого – скромные – но тоже очень милые. Садовник ухаживает за каждым растением, потому что знает, что нет ничего лишнего в природе, и каждый кустик или цветок ей нужен.
И вы, ребята, также отличаетесь друг от друга, вы все разные и по-своему прекрасные. А ваш учитель, как садовник, старается, чтобы каждому из вас в классе было комфортно и уютно. Но мы не растения, а люди, и многое зависит от нас самих, от того, как мы друг к другу относимся, ценим ли, заботимся, бережём ли друг друга.
Упражнение «Цветок»
- В центре цветка напишите своё имя, а на лепестках – качества, которыми вы обладаете.
- Выйдите, кто написал «умная»; «красивая»; «добрая» и т.д.
- С обратной стороны цветка в центре напишите имя мальчика/девочки из вашего класса, на лепестках – его качества.
- Назовите, какие качества у вас одинаковые.
- Сделаем вывод (у мальчиков и девочек могут быть и одинаковые качества; и разные).
Рефлексия.
Сегодня мы с вами поговорили о мальчиках и о девочках. В заключении я предлагаю поиграть в игру. Дети становятся в круг. Ведущий задает вопросы, те участники, которые согласны, должны выполнить задание учителя или поменяться местами. Например:
- Кто любит спорт, попрагайте на одной ноге?
- Кто любит животных?
- Кто уступит место в автобусе старшим? И т. д.
Какой вывод можно сделать? (ответы учащихся)
Не важно, кто ты, мальчик или девочка, самое главное - это уметь уважать друг друга и ладить между собой.
Как итог занятия, я предлагаю закончить предложение:
- Сегодня я понял, что…
Заканчивается занятие песней о дружбе группы «Барбарики»
ТЕМА «ТРАДИЦИИ. ВЗАИМОПОМОЩЬ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ»
Цель: закрепить знания учащихся о семье и её функциях; формировать понятие о семейных традициях; убеждать в необходимости взаимопомощи и сотрудничестве между членами семьи.
Ход занятия:
I. Вступительное слово.
- Сегодня мы с вами будем рассуждать о самом дорогом для человека, о семье и её ценностях. Для того, чтобы обратить внимание людей на проблемы семьи, 15 мая отмечается Международный День семьи (слайд №1).
1. Работа с конструктором ЛЕГО «Дом. Семья».
- Семья не может жить без дома, поэтому сегодня на уроке мы будем его строить. Давайте вспомним, что же такое семья, какие её функции? (ответы детей: семья – группа живущих вместе близких родственников)
- Выберите правильное высказывание для постройки основания дома, неверные высказывания складывайте отдельно (приглашаются 6 мальчиков, которые из 12 блоков конструктора ЛЕГО выбирают по 2 блока одного цвета. На каждом блоке написаны противоположные высказывания о семье):
· малознакомые люди / родственники;
· живут в 1 квартире / у каждого своя квартира;
· каждый отдыхает отдельно / все отдыхают вместе;
· у каждого свой кошелек / вместе распределяют доходы и расходы;
· вместе ведут домашнее хозяйство / у каждого свое хозяйство;
· члены семьи любят и уважают друг друга / члены семьи равнодушны друг к другу.
2. Беседа по вопросам.
После ответов учащихся из 6 блоков по расчерченной схеме 1 ученик выстраивает основание «дома»; другой – обобщает знания по теме «Семья и её функции» при помощи слайда №2.
- Из ваших портфолио я узнала, что многие из вас проживают не только с родителями, но и с бабушками, дедушками и другими родственниками.
- Подсчитайте членов своей семья и поднимите руки те, у кого в семье 2, 3, 4, 5, 6 членов семьи?
- Должны ли дети знать имена и отчества всех членов своей семьи?
- Если дедушка и бабушка живут не с вами – являются ли они членами вашей семьи?
- Самому младшему члену семьи может быть несколько дней от роду, а самому старшему может быть и 100 лет; на классном часе о ВОВ мы узнали, что в нашем классе есть семьи, в которых прадедушки и бабушки видели войну; так кто же будет самый уважаемый и мудрый?
- Главная обязанность семьи: воспитание детей и уход за больными и старыми