1. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Эмпирические исследования. Перцептивное научение как дифференциация или обогащение.
2. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Деятельностная традиция в психологии восприятия. Гипотеза уподобления А.Н. Леонтьева. Понятие о сенсорных эталонах, перцептивных действиях, этапах их формирования (А.В. Запорожец).
Литература
Основная:
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца // Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 524-538 (к вопросу 1).
2. Гибсон Дж., Гибсон Э. Перцептивное научение – дифференциация или обогащение? // Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 547-562 (к вопросу 1). Имеется pdf-файл «Гибсон-3».
3. Грайес Дж.Дж., Каунтер С.А., Шиэрер В.М. Слышали ли Вы об этом // Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 563-564 (к вопросу 1).
|
|
4. Грегори Р.Л. Нужно ли нам учиться видеть? // Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 585-617 (к вопросу 1).
5. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2006. (имеется pdf-файл). С. 317-340 (к вопросам 1-2).
6. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 539-546 (к вопросу 2).
7. Зенден М. Человек родился слепым // Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 565-566 (к вопросу 1).
8. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 221-226 (к вопросу 2).
9. Рок И. Введение // Тексты по психологии. Субъект познания. Том 3. Книга 1. М., УМК «Психология». С. 168-172. (к вопросу 1). Имеется pdf-файл «Рок».
10. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. 5 издание. М., Питер, 2003. С. 445 471, 486-488 (к вопросу 1), 472-482 (к вопросу 2).
11. Ярбус А.Л. Движение глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 411-416 (к вопросу 2).
Дополнительная:
1. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М., Когито-Центр, Высшая школа психологии. 2006. С. 83-86 (к вопросу 2).
|
|
2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1976. С.12-26, 84-122, 183-192 (к вопросу 1). Имеется pdf-файл «Бауэр».
3. Величковский Б.М. Конгитивная наука: основы психологии познания: в 2-х т. М., Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. Т.1, с. 233-255 (к вопросам 1, 2).
4. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие / Под ред. А.В. Запорожца. М., Просвещение, 1967. С.38-114, 250-309 (к вопросу 2).
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., Смысл, 2000, с. 150-160, 218-230 (к вопросу 2).
6. Франц Р. Восприятие формы // Тексты по психологии. Субъект познания. Том 3. Книга 1. М., УМК «Психология». С. 184-191. (к вопросу 1). Имеется pdf-файл «Франц».
7. Любимов В.В. Психология восприятия. Учебник. М., Эксмо, Черо, МПСИ. 2007. Часть 6 (к вопросам 1, 2).
ТЕМА 8. Культурно-исторические и индивидуально-психологические детерминанты восприятия (3 часа)
Кросскультурные исследования восприятия. Культурно-историческая традиция в исследовании восприятия. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
Литература
Основная:
1. Брунер Дж. Ценности и потребности и как организующие факторы восприятия // Тексты по психологии. Субъект познания. Том 3. Книга 2. М., УМК «Психология». С. 353-366 (к вопросу 2).
2. Гусев А.Н. Общая психология: в 7т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2006. С. 341-373 (к вопросам 1-2). Имеется pdf-файл «Гусев_учебник».
3. Коул М., Скрибнер С. Восприятие глубины на картинках // Тексты по психологии. Субъект познания. Том 3. Книга 2. М., УМК «Психология». С. 367-373 (к вопросу 1).
4. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., Наука, 1974. С. 33-57 (к вопросу 1). Имеется файл в формате MS Word «Лурия».
5. Хок Р. То, что вы видите, - это то, чему вы научились // Тексты по психологии. Субъект познания. Том 3. Книга 1. М., УМК «Психология». С. 231-234 (к вопросу 1). Имеется pdf-файл «Хок».
Дополнительная:
1. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М., Когито-Центр, Высшая школа психологии. 2006. С. 115-119 (к вопросу 2).
2. Коул М. Культурно-историческая психология. М., Когито-Центр. С. 55-69 (к вопросу 1).
Приложение 1