1. Правовые основы системы налогов и сборов.
2. Роль налогов в формировании финансов современного государства.
3. Функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная функция. Налоговые и неналоговые обязательные платежи.
4. Юридическое определение налога, сбора. Правовые признаки налога и сбора.
5. Виды налогов и основания их классификации.
6. Элементы юридической конструкции налога.
7. Система налогов и сборов.
8. Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
9. Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
10. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
1. Правовые основы системы налогов и сборов.
Правовые основы системы налогов и сборов
|
|
Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Современное налоговое законодательство не содержит определения системы налогов и сборов Российской Федерации. Однако из анализа ст. 12—15 НК РФ можно сделать вывод, что в систему налогов и сборов входят федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также государственные и таможенные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам.
В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громозд-
Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации
ка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но в финансовой системе в целом.
При выяснении местоположения каждого налога в финансовой «системе координат» необходимо ответить на следующие вопросы: механизм установления и введения; уровень бюджета," в который зачисляется каждый налог; круг плательщиков и перечень объектов, с которых взимается платеж. Точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, поскольку влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика.
Выявлению видовой сущности налога способствует классификация, проведенная по систематизированным критериям.
|
|
Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.
В зависимости от плательщика:
налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что. субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства;
налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые! с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (на-' лог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.);
общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
В зависимости от формы налогообложения:
прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые раз-
Финансовое право России. Особенная часть
мером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.). Прямые налоги подразделяются на: а) личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); б) реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог);
косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.
В зависимости от территориального уровня:
федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — парламентом (Государственной Думой и Советом Федерации). Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 ПК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, налог на доходы от капитала, экологический налог, акцизы);
налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными)
Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации
органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);
|
|
местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного са^ моуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).
В зависимости от канала поступления:
государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
В зависимости от характера использования:
налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
целевые налоги — зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).
В зависимости от периодичности взимания:
разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, налог на наследование или дарение);
регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
Перечисленные критерии классификации налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем представляются достаточными для юридической характеристики всех действующих налогов и сборов в Российской Федерации.