Содержание дисциплины

Тема 1. Общие представления о методологии науки. Понятие о методологии науки Строение, функции и уровни методологии психологии и педагогикипедагогики

Тема 2 Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Источники и условия исследовательского поиска.Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Разработка методики проведения исследования.

Тема 3 Классическая и постклассическая парадигма науки Диалектика как общая методология научного познания. Единство теории и практики; творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме; принципы объективности, всесторонности и комплексности исследования; единство исторического и логического; системный подход к проведению исследования, принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внутренних условий развития, активности личности; единства психики и деятельности; личностно-деятельностный подход и др.

Тема 4 Основные категории психологии и педагогики. Философские, общенаучные, чапстнонаучные категории. Элементы понятийного аппарата исследовательской и диагностической работы. Развитие науки и развитие понятийного аппарата.

Тема 5 Язык педагогики и психологии. Научный язык – язык понятий.

Лексические средства, используемые при написании научного произведения.

Тема 6 Взаимосвязь предмета и метода. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. Комплексность исследования. Содержание ихарактеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь исубординация.

Тема 7 Классификация методов исследования. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования. Классификация методов психолого-педагогических исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы.

Тема 8 Исследование и диагностика. Программа и процедуры измерения. Понятие корреляции в статистике, ее модификации в психологии и педагогике. Свойства корреляции. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др.

Тема 9 Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Устойчивость результатов при повторных исследованиях. Содержательная, конструктивная, критериальная валидность. Одинаковые возможности применяемых методик для всех испытуемых.

Тема 10 Способы представления данных. Способы графического и табличного представления результатов исследования. Интерпретация результатов математической обработки экспериментальных данных.

Тема 11 Методы статистической обработки данных. Проблема измерения психологических и педагогических явлений. Основные понятия математической статистики: измерение, среднее арифметическое, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, меры связи между переменными, многомерные методы анализа эмпирических данных. Теория вероятностей и закон больших чисел как теоретическая основа выборочного способа исследо­вания.

Тема 12 Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедук­ция, аналогия, моделирование и др.). Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Теоретические методы психолого-педагогического исследования: анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование.

Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования: генетический, исторический и сравнительный.

Общая характери­стика эмпирических методов психолого-педагогического исследования. Исследовательские возможности различных методов.

Тема 13 Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Этапы и приемы работы с книгой. Библиографический поиск. Методика обработки полученной информации и виды ее представления (выписка, цитаты, таблицы, диаграммы, графики). Характеристика понятий: картотека, каталог, библиография.

Методика проведения и техника фиксирования результатов (в форме протоколов, дневников; при помощи технических средств и т. д.). Разработка студентами содержания беседы, практическое осуществление процедуры беседы с последующим оформлением полученных материалов.

Тема 14 Опрос и его виды. Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования. Место и функции методов опроса: анкетирования, тестирова­ния, интервьюирования, социометрии. Достоинства и недостатки методов опроса. Особенности обработки результатов, полученных в ходе использования методов опроса.

Беседа как метод исследования. Исследовательская функция беседы. Виды бесед. Тестирование. Виды тестов: тесты интеллекта, тесты достижений. Требования, предъявляемые к тестированию: надежность и валидность. Достоинства и недостатки данного метода. Особенности организации и проведения психолого-педагогического тестирования.

Анкетный опрос. Виды анкет: открытые, закрытые, смешанные. Достоинства и недостатки данного метода. Процедура подготовки анкеты, требования к содержанию вопросов.

Интервью. Особенности проведения. Разработка студентами анкеты и инструкции к ее проведению. Разработка содержания вопросов интервью.

Экспертный опрос: сущность, содержание, особенности проведения. Отбор экспертов. Количественная оценка мнения экспертов — метод полярных баллов. Социометрия. Сущность метода, его достоинства и недостатки. Особенности использования в исследовательской работе. Сбор и обработка результатов, их интерпретация.

Тема 15 Наблюдение. Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Сущность исследовательского наблюдения. Виды наблюдений: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое; констатирующее и оценивающее; сплошное и выборочное; неконтролируемое и контролируемое; каузальное и экспериментальное; полевое и лабораторное. Организация наблюдения, техника фиксирования наблюдаемого психолого-педагогического явления. Достоинства и недостатки метода наблюдения. Разработка студентами программы наблюдения, апробация ее с последующим обсуждением результатов.

Тема 16 Эксперимент и его виды. Метод эксперимента в психолого-педагогическом исследовании. Общая характеристика метода эксперимента, его особенности в практике психолого-педагогического исследования, сильные, слабые стороны. Роль эксперимента в ряду методов изучения педагогических процессов и явлений. Виды экспериментов. Планирование эксперимента. Подготовка, организация и проведение психолого-педагогического эксперимента. Сбор, обработка и анализ экспериментальных данных. Обсуждение разработанной студентами методики эксперимента.

Тема 17 Психосемантические методы. Направленность психосемантических методов для диагностики личностных черт и оценки категориальных структур индивидуального сознания. Контрольный список прилагательных. Семантический дифференциал.

Тема 18 Проективные методы. Классификации методик, основанных на прнципе проекции. Методики структурирования, конструирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, импрессии, графические.

Тема 19 Метод анализа результатов деятельности Метод изучения продуктов детской деятельности. Особенности использования метода в психолого-педагогических исследованиях. Цели изучения детских работ. Обработка и интерпретация результатов детского творчества.

Метод изучения педагогической документации. Контент-анализ документов. Цели использования метода, критерии анализа и оценок. Обработка результатов, их интерпретация.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта. Передовой, новаторский и модифицирующий педагогический опыт. Обобщение результатов, их анализ и выводы.

Тема 20. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки данных, полученных различными методами. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ.

Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании.

Тема 21 Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных Научные выводы. Формулирование практических рекомендаций для оптимизации педагогического процесса. Использование результатов психолого-педагогического исследования в педагогической практике. Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала.

Тема 22 Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования. Коллективное, комплексное, индивидуальное исследования. Ориентировочный, диагностический, постановочный, преобразующий, заключительный этапы исследования. Педагогическая концепция, исследовательский проект, исследовательская программа.Оптимизация условий психолого-педагогического поиска в коллективе

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дисциплина Методология и методы психолого-педагогических исследований

форма обучения очная

специальность 050706 Педагогика и психология

срок обучения 5 лет

Всего часов по ГОС 120 Ауд. (ЛК 36, ПР 18) Самост. 66 Трудоемкость Аудиторные занятия Самост. Формы промежуточной аттестации
ЛК ПК ЛР
  Наименование разделов и тем            
               
  Общие представления о методологии науки            
  Теория, метод и методика, их взаимосвязь            
  Классическая и постклассическая парадигма науки            
  Основные категории психологии и педагогики.            
  Язык педагогики и психологии.            
  Взаимосвязь предмета и метода.            
  Классификация методов исследования            
  Исследование и диагностика            
  Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик            
  Способы представления данных            
  Методы статистической обработки данных            
  Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований            
  Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования            
  Опрос и его виды.            
  Наблюдение.            
  Эксперимент и его виды.            
  Психосемантические методы.            
  Проективные методы.            
  Метод анализа результатов деятельности            
  Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.            
  Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных            
  Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования            
  Итого за семестр           Экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дисциплина Методология и методы психолого-педагогических исследований

форма обучения: за очная

специальность 050706 Педагогика и психология

срок обучения 6 лет

Всего часов по ГОС 120 Ауд. (ЛК 36, ПР 18) Самост. 66 Трудоемкость Аудиторные занятия Самост. Формы промежуточной аттестации
ЛК ПК ЛР
  Наименование разделов и тем            
               
  Общие представления о методологии науки            
  Теория, метод и методика, их взаимосвязь            
  Классическая и постклассическая парадигма науки            
  Основные категории психологии и педагогики.            
  Язык педагогики и психологии.            
  Взаимосвязь предмета и метода.            
  Классификация методов исследования            
  Исследование и диагностика            
  Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик            
  Способы представления данных            
  Методы статистической обработки данных            
  Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований            
  Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования            
  Опрос и его виды.            
  Наблюдение.            
  Эксперимент и его виды.            
  Психосемантические методы.            
  Проективные методы.            
  Метод анализа результатов деятельности            
  Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.            
  Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных            
  Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования            
  Итого за семестр           Экзамен

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: