Цель: проживание участниками группы конфликтных ситуаций на «телесном» и эмоциональном уровне.
Группа разбивается на 4 подгруппы. Каждой подгруппе отдельно дается задание придумать конфликтную ситуацию и изобразить ее невербально в ситуациях, когда:
1) в конфликте участвуют равные по статусу люди и конфликт в динамике имеет все стадии;
2) в конфликте участвуют неравные по статусу (родитель—ребенок, начальник—подчиненный) и конфликт в динамике имеет все стадии;
3) конфликт возникает спонтанно, то есть не имеет стадии потенциального формирования противоречий (например, в очереди, в транспорте и других общественных местах);
4) конфликт, который не имеет разрешения, то есть последней стадии. Сценки демонстрируются поочередно; после разыгрывания конфликта одной
группой участники определяют, в чем особенность демонстрируемого конфликта. В обсуждении необходимо проанализировать, каким образом конфликт отражается в телесных ощущениях, есть ли различия в переживаемых эмоциях на разных стадиях протекания конфликта.
|
|
Упражнение «Настойчивость — сопротивление»
Цель: дать возможность участникам группы проанализировать эмоции и чувства. возникающие на разных этапах протекания конфликта.
Группа разбивается на пары, в каждой паре определяются роли: настаивающий и сопротивляющийся. Настаивающий выдвигает требование (например, прийти домой в 10 часов), сопротивляющийся выдвигает причину, по которой он не может выполнить это требование. Настаивающий должен приводить различные убедительные доводы, сопротивляющийся приводит свои доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение будет закончено, если настаивающий или сопротивляющийся скажет «ты меня убедил», а не «утомил». Далее в парах меняются ролями, и настаивающий придумывает новую ситуацию.
В обсуждении необходимо проанализировать физические реакции, эмоции и чувства, сопровождающие конфликт. Обсуждаются возможные действия, предпринимаемые конфликтантами для того, чтобы овладеть своим состоянием.