ПРОГРАММА КУРСА
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ
Пояснительная записка
Пособие по курсу «Теория и методология истории» предназначено для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по истории, и разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания основной программы подготовки специалистов по специальности «История».
Цель курса - дать системное представление о теории и методологии истории как науки о человеке, теоретических основаниях возможности научного знания и системе методов его достижении, а также анализ эпистемологических оснований теории исторического процесса. В результате изучения курса студент должен понять эпистемологические основания истории как науки, знать основные этапы развития теории и методологии истории в новое и новейшее время, изучить и знать ключевые идеи данной концепции и ее проблемные ситуации, он должен уметь применять эти знания для самостоятельной творческой деятельности- от выбора проблемы до создания завершенного исследовательского труда в области истории как науки о человеке.
|
|
В основе программы – общая эпистемологическая концепциия истории как строгой науки, ориентированной на достижение нового знания о человеке и обществе. Темы программы объединяет единство философского подхода к проблематике соотношения теории исторического процесса и теории исторического познания. Однако анализ эпистемологических оснований теории исторического процесса и эпистемологического основания теории и методологии исторического познания проводится по двум направлениям. Сохраняя общефилософскую идею единства развития исторического процесса и формирования познания этого процесса, целесообразно рассматривать конкретные этапы развития философии истории как процесса и философии истории как познания раздельно. Этому соответствуют раздел программы данного общего курса, раздел, посвященный истории эпистемологических концепций гуманитарного знания, акцентирующий внимание на разработке проблем теории и методологии истории в русской исторической науке и философии.
Общая проблематика курса ставит в центр внимания антропологически ориентированную феноменологическую концепцию гуманитарного знания, соответствующую научную методологию его достижения. В центре внимания- вопрос о том, как эта философская концепция (ставящая в основу источниковедческую феноменологию и методологию исторического построения) возникла, как она развивалась в динамике ХIХ-ХХ1 вв. и каковы ее главные идеи, позиции и рекомендуемые для изучения и применения методы достижения точного знания средствами исторической науки.
|
|
Изучение курса должно дать знание того, как произошла смена методологических парадигм и соответственно изменялась образовательная модель профессионализма историка, как складывалось представление о профессионализме в научном сообществе, и как это представление влияло на преподавание истории в университетах и в средней школе. Студент должен знать, по каким классическим трудам и современным дискуссионным материалам возможно проследить смену парадигм исторического профессионализма: от европейской линейной истории и монодисциплинарных методологий позитивистской историзирующей истории; когда и в каких формах происходит отказ от них, осмысливается несостоятельность данного подхода. Студент должен знать, почему и как конкретно реализовался поворот исторического сообщества к преодолению позитивистской ограниченности и к междисциплинарным мзаимодействиям в рамках становления «новой исторической науки» как науки о человеке. И, далее, необходимо знать основные тенденции проблематики исторического профессионализма в условиях влияния постмодернистской парадигмы, уметь выявлять и анализировать проблемные ситуации междисциплинарного диалога о путях развития и перспективах исторического познания. Необходимо знать и уметь творчески применять познавательные подходы и методологии, выработанные современными гуманитарными науками - исторической антропологией, исторической психологией, филологией, литературоведением, языкознанием, соотнося эти методы со спецификой исторической проблематики, возможностями исторического знания, состоянием источников и личностных предпочтений и ограничений историка.
Теория и методология истории – профессионально ориентированный курс. Воспитать в студенте-историке самостоятельное и продуктивное мышление, приучить его к сознательному отношению к исследовательскому материалу можно только на основе нового метода «изложения истории» - научно-критического. Рефлексивные дисциплины исторического профиля, курса, которые способствуют выработке исторического мышления, профессиональных навыков исторического исследования, в том числе данный курс, закладывают фундамент в понимание общеисторических проблем.
Главная цель курса теории и методологии истории – обеспечить не только понимание идей и перспектив развития познавательного процесса в исторической науке и знание его ключевых этапов к динамике ХIХ-ХХ1 вв., но достигнуть умения самостоятельно и творчески действовать в каждой из типологических ситуаций исторического изучения: от выбора проблемы и методологии источниковедения, к методологии исторического построения (синтеза) и к созданию исторического исследования, которое профессионально соответствует представлениям научного сообщества о научном труде, ориентированном на новое, системное и доказательное репрезентативное представление собственных научных достижении историка как профессионала. Обсуждение методологических проблем осуществляется в широком историографическом и конкретно-историческом контексте, фокусируясь вокруг двух центральных взаимосвязанных вопросах: что такое история и зачем она нужна.
Данный курс способствует сохранению основ классического исторического образования, внедрению в систему обучения ведущих дисциплинарных форм исторической рефлексии и вместе с тем отвечает современным потребностям в коренной переориентации традиционной образовательной модели профессионализма историка. В ходе изучения курса студент должен достигнуть понимания того, что глобальный социальный конфликт новейшего времени оказал определяющее влияние на ситуацию в общегуманитарном знании в целом. Социальная реальность новейшего времени поставила науки о человеке перед необходимостью новых методологий ее системного осмысления. В контексте современных теоретико-познавательных дискуссий вполне логична и объяснима актуализация проблематики теории и методологии истории. Данный курс теории и методологии истории отвечает потребности в особом внимании к развитию особого корпуса дисциплин, общим предметом которых является теория и метод исторической науки,- в ее становлении, развитии и особенно в современном состоянии и статусе. В современной науке прослеживается изменение статуса – ее институциональных связей с обществом и государством, ее социокультурных и просветительских функций, систем информационных международных и региональных взаимодействий, ее информационного пространства и форм обмена научной и педагогической информацией в условиях высоких технологий.
|
|
Основные проблемы теории и методологии истории рассмотрены в сравнительно-историческом освещении: концепции методологии истории в отечественной и западной науке; сравнительный подход позволяет показать специфику развития теории и методологии истории, ее соотнесенность с характером национальной ментальности.
Предмет курса. История как наука имеет целью достижение нового и точного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса. Соответственно теория и методология истории имеет своим предметом пути достижения такого знания, рассматривает его теоретико-эпистемологические основы, историю формирования научных методов, их современные критерии и области применения.
Задачи курса:
- дать знание о способах построения теорий исторического процесса, о взаимообусловленности методологии и теории истории;
- сформировать умение исследовать эпистемологические основания теории исторического процесса;
- дать знание о системе методов исторического познания, отвечающее современным представлениям наук о человеке в его отношении к природе, обществу, государству и познанию. Основные проблемы методологии истории рассмотрены в курсе в сравнительно-историческом освещении: концепции методологии истории в отечественной и западной науке; сравнительный подход позволяет показать развитие методологии истории в новое и новейшее время, современные ее идеи;
|
|
-сформировать умение творчески применять принципы методологии исторического исследования; выявлять эпистемологические корни современных познавательных парадигм, а также проводить эпистемологический анализ глобальных теорий исторического процесса;
- выработать навык самостоятельной работы с литературой по проблемам эпистемологии гуманитарного знания, самостоятельного осмысления и интерпретации философского текста; реализации системной методологии в исследовательской практике.
Для решения поставленных задач в курсе используются следующие методы:
- анализ методологических и исторических работ;
- дискуссии по ключевым проблемам методологии истории;
-реферирование методологических и конкретно-исторических
трудов.
По окончании курса студент должен знать теоретические (эпистемологические) основы методов исторического исследования, их развитие в системе различных философских парадигм и современные критерии и принципы применения в исторических исследованиях.
Студент должен уметь анализировать теоретические и конкретно исторические труды с позиций их методологии, применять научные методологические критерии, уметь логично разъяснить применяемые им методы и обосновать их научность. Кроме того, в ходе изучения данной дисциплины у студентов формируется ряд компетенций, как общепрофессиональных, так и общенаучных, в том числе:
- умение отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе использования полученных знаний и уважительного отношения к ценностям других людей (коммуникативная компетенция);
- способность к самоанализу, анализу мотивов поведения, рефлексии (социально-психологическая); важность выработки этой компетенции прямо связана с одним из главных требований содержания образования – ориентации на обеспечении самоопределения личности;
- умение гармонично сочетать свои устремления с интересами других социальных групп, анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы коллектива (социально-личностная).
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Экзаменационные вопросы по курсу приведены в программе.
Пособие включает программу курса, учебно-тематический план, планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним, задания для самостоятельной контролируемой работы, тематику рефератов, вопросы для контроля, списки источников, учебной, основной и дополнительной литературы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ»
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
лекции | семинарские заняти | СКР | |
Раздел I. Онтологические и гносилологические проблемы методологии истории в научной мысли нового и новейшего времени Запада и России. Тема 1. Предмет истории как науки. Понятие методологии истории. Тема 2. Изучение методологических проблем в отечественной и зарубежной историографии (конец XVIII – начало ХХ вв.) Тема 3. Марксистская методология истории. Тема 4. Русская историческая школа. Тема 5. Революция в историографии: феномен школы «Анналов» Тема 6. Современная зарубежная историография: основные тенденции развития. | |||
Раздел II.Историк в науке и обществе: выбор проблемы и методы научного исследования. Тема 1. Методы научного исследования. Тема 2. Понятия и категории в научном познании. Тема 3. От проблемы к произведению. Историк и исторический факт. Тема 4. Структура и уровни исторического познания. Методология исторического синтеза. Тема 5. Роль источников в историческом познании. Методология источниковедения. Тема 6. Проблема исторической информации и математических методов в истории | |||
Итого: |