Соотношение объекта и субъекта в историческом познании. Позитивистский подход к источнику как эмпирической данности факта. Неокантианский подход, акцентирующий деятельность познающего субъекта в создании нового образа реальности. Методологические проблемы научности истории. Единство и взаимосвязь объекта познания, его цели, системы методов и научного результата как приращения достоверного знания об объекте. Развитие методологии исторического познания. Ее место в современном гуманитарном познании. Наука о человеке и ее методология. Анализ и синтез в гуманитарном познании.
Понятие исторического факта. Исторический факт как научная категория элемент теории.
Осмысление проблемы исторического факта в трудах Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, Л. Фон Ранке, В.О. Ключевского, Р.Ю. Виппера, А.Р. Лаппо-Данилевского. В Дильтей и Н.И. Кареев о социальной природе исторических фактов.
Основные категории исторических фактов: факты исторической действительности, факты исторического источника («сообщения источника») и научно-исторические факты (как элементы логической структуры исторической науки).
|
|
Место факта в общей структуре исторического исследования.
Теория и методология истории как компонент гуманитарного образования. Становление первых университетских курсов в России и на Западе. Преимущества системного подхода к проблемам методологии исторического исследования. Различия подходов к проблеме преподавания методов исторического исследования. Опыт «Методов исторического изучения» Э. Фримена и его оценка в России и на Западе. Важнейшие идеи и труды по методологии истории. «Основы историки» И.Г. Дройзена. Э. Бернгейм и его «Учебник исторического метода и философии истории». Постановка проблемы источников и метода исследования в социологии. Б. и С. Уэбб об источниках познания в социологии. Ш. Сеньобос об историческом методе в социологии. Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос и их концепция исторического анализа и исторического синтеза. Ш.-В. Ланглуа о преподавании методологии истории и концепциях исторического образования.
К.Н. Бестужев-Рюмин о проблемах исторического метода. Формирование в России конца XIX в. особого источниковедческого направления. Исследование А.С. Лаппо-Данилевского о становлении и развитии методологии истории в России и на Западе.
Тема 4. Структура и уровни исторического познания.