Подготовительный этап. - ознакомление студентов с предлагаемой ситуацией

- ознакомление студентов с предлагаемой ситуацией:

«В судебном заседании возникла ситуация этической напряженности и конфликта между участниками судебного заседания и подсудимым П-вым А.И., обвиняемым в мелком хулиганстве на остановке общественного транспорта. Этико-психологическая установка обвиняемого изначально была направлена на срыв судебного заседания, поэтому он вел себя крайне вызывающе, некорректно, оскорблял участников судебного заседания».

- распределение ролей в группе;

- подготовка студентов к аргументации различного разрешения предложенной ситуации, а также анализ этических установок действующих лиц;

- составление этико-психологических характеристик действующих лиц с использованием методик объективного анализа.

2. Игровой этап - проведение судебного заседания по рассмотрению дела подсудимого П-ва А.И.

а) В начале судебного заседания судья объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности;

б) Подсудимый П-в А.И. и его защитник обосновывают свою версию случившегося;

в) Суд заслушивает доводы стороны обвинения;

г) Подсудимому предоставляется возможность выступить с репликой. Находясь в возбужденном состоянии и плохо контролируя свои действия, он наносит оскорбления суду, в том числе и своему защитнику, на настойчивые требования судьи прекратить оскорбления и вызывающее поведение не реагирует;

д) Суд постановил подвергнуть подсудимого П-ва А.И. штрафу за неуважение к суду, дело слушанием отложить.

3. Анализ ролевой игры в группе:

- оценка ситуации судебного заседания с точки зрения этических категорий;

- рассмотрение иных возможных способов разрешения возникшей ситуации с точки зрения этики;

- анализ принятого судьей решения с точки зрения его обоснованности и мотивированности относительно конфликтности ситуации;

- использование правил нейтрализации основных этико-психологических барьеров в судебном заседании;

- применение приемов установления контакта в ходе судебного заседания с различными категориями граждан;

- применение психотехники активного воздействия на подозреваемого;

- использование этико-психологических способов речевого воздействия на подозреваемого в судебном заседании.

- активизация культуры речевого воздействия как противодействия «речевому хамству».

- использование техники аргументации и контраргументации в ходе профессионального общения с подозреваемым;

- активизация этических аспектов передачи информации;

- использование этико-психологических приемов воздействия на подозреваемого.

Перечень вопросов, обсуждаемых в ходе ролевой игры для закрепления пройденного материала:

1. Определите пределы этического в судебной деятельности.

2. Определите сущность морального выбора в деятельности судьи.

3. Раскройте нравственные аспекты взаимоотношений судьи с коллегами, представителями органов уголовного преследования.

4. Взаимоотношения судей и адвокатов.

5. Взаимоотношения с подсудимым, потерпевшим истцом и ответчиком.

6. Взаимоотношения со свидетелями, специалистами, вспомогательным персоналом, экспертами, публикой.

7. Раскройте содержание положений Кодекса судейской этики, касающихся отношений между судьей и различными участниками судебного процесса.

5. Каково значение этического знания для современного юриста?

Задание для дальнейшего самостоятельного изучения проблемы:

1. Изучить соответствующие вопросам ролевой игры главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2008. – 472 с.

2. Изучить Кодекс судейской этики.

3. Изучить лекционный материал.

4. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по проблеме этики профессиональных отношений, приемов и способов их установления с различными категориями граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: