Проведенное исследование показывает, что анализ социальной категоризации политики как метод изучения массового сознания обладает высоким научным потенциалом. В ходе исследования были выявлены две противоположные культурные модели, в которых происходит восприятие и оценка фигуры Президента, показана тенденция к синтезу демократических и традиционалистских ценностей и ожиданий. Дальнейшее совершенствование методики связано, прежде всего, с применением строгого математического аппарата, процедур кластерного и факторного анализа для более четкой фиксации когнитивных структур, создания устойчивой матрицы сравнения представлений об идеальном лидере и реальных политических фигурах.
Киктева Е.А.
Особенности формирования
негативного образа политического лидера
Идея изучения особенностей восприятия и формирования негативного образа возникла из реальной ситуации в одном из российских регионов, где муниципальная и республиканская власти находятся в конфликте, и последняя, имея целью на очередных выборах продвинуть своего сторонника и контролируя большинство СМИ в республике, формирует негативный образ главы самоуправления города.
|
|
В последние годы контрпропаганда стала непременным атрибутом практически любой избирательной кампании. Традиционное недоверие к власти у наших граждан и неудовлетворенность любой властью любого уровня облегчает приписывание политикам негативных характеристик. При этом исследованию формирования негативного образа в восприятии не уделяется достаточно внимания в сравнении с практикой по его созданию. Вопросов, как и раньше, больше чем ответов, опыт ускользает вместе с неисследованным материалом, накапливаемым в предвыборных кампаниях. В частности, не подвергались анализу такие давно подмеченные моменты, как неоправданно высокое доверие к «негативу» у наших граждан, легкость его проникновения в сознания избирателей, глубина и прочность его «застревания» в памяти.
В данной работе будут прослежены особенности восприятия негативного образа, рассмотрены некоторые феномены, связанные с тем, как информация о политике, преломляясь сквозь механизмы восприятия, воздействует на формирование образа политика и электоральные намерения. Объектом исследования стал образ лидера городского уровня (главы самоуправления столицы субъекта РФ), формирующийся под влиянием двустороннего воздействия — информационных источников сторонников и противников. Количественное и качественное исследование восприятия проводилось на протяжении года в сочетании с количественным и качественным анализом продукции средств массовой информации. Проективные методы в фокусированных интервью (ассоциации с цветом, запахом, животным, рисунки несуществующего животного) служили для выявления эмоциональных и неосознаваемых уровней восприятия политиков респондентами.