Сопутствующие категории конкретизируют различные аспекты представлений о Президенте, отражая его функциональные обязанности и ролевые характеристики. В группу сопутствующих попали категории с частотой от 18 до 5 употреблений в базе. Указанный набор включил категории: «Лидер» (18), «Опора» (13), «Забота» (12), «Представитель» (12), «Политик» (12), «Главнокомандующий» (11), «Бог» (9), «Судьба» (9), «Личность» (7), «Ум» (7), «Рулевой» (7), «Начальник» (6), «Фигура» (5), «Должность» (5), «Символ» (5), «Вождь» (5). Как и для значимых категорий, в группе сопутствующих наблюдается некоторое преобладание категорий второго типа.
Категория «Лидер» (18) — устойчивый элемент современного политического дискурса. Употребляется, как правило, с соответствующей характеристикой — «политический». Однако, в исследуемом контексте «Лидер» приобретает несколько иное значение. В семантическом поле категории выделяются традиционалистские характеристики «честный», «большой», что переводит категорию из разряда «современных демократических» в разряд «смешанных».
«Лидер» (18) | ||
страны (4) | ведет (1) | выборный (1) |
государства (3) | культурный (1) | |
организации (1) | честный (1) | |
жесткий (1) | ||
большой (1) |
Семантическое поле категории «Опора» (13) еще менее разработано и содержит 4 элемента. За исключением единственной характеристики «большая» категория сопровождается рядом объектных атрибутов. При некоторой неопределенности значения в исследуемом контексте «Опора» относится, скорее, ко второму (традиционалистскому) типу. Действительно, образ «станового хребта государственности» с трудом соотносится с современными демократическими представлениями о функциях главы государства.
«Опора» (13) | ||
большая (1) | страны (4) | |
народа (2) | ||
государства (1) |
Категория «Сила» (12) отличается крайней когнитивной простотой. Ее семантическое поле сворачивается до элементарной констатации, которая отражает противоречивость традиционалистских ожиданий. С одной стороны, «могущество» Президента предполагает его активные действия по защите интересов народа, с другой, это «могущество» не находит выражения в реальных делах.
«Сила» (12) | ||
не может работать (1) | могущественная (1) |
Категория «Забота» (12) в исследуемом контексте отражает традиционалистское видение функций Президента. Набор атрибутов — объектов «Заботы» конкретизирует эти представления.
«Забота» (12) | ||
(о) людях (4) | ||
(о) народе (4) | ||
(о) стране (1) | ||
(о) благе всех (1) |
Категория «Представитель» (12) в полной мере соответствует представлениям об одной из важнейших функций Президента-политика (первый тип). Дифференцированный набор атрибутов-объектов представительства и соответствующих характеристик помещает категорию в разряд наиболее разработанных.
«Представитель» (12) | ||
официальный (1) | страны (2) | |
лучший (1) | народа (2) | |
верховной (1) | власти (2) | |
персональный (1) | (в) мире (1) | |
нации (1) | ||
общества (1) | ||
государства (1) | ||
России (1) | ||
(за) рубежом (1) | ||
интересов (1) |
Семантическое поле категории «Политик» (12) содержит развернутый набор востребованных качеств демократического Президента, среди которых выделяются требования нравственного характера и запрос на высокие интеллектуальные качества.
«Политик» (12) | ||
умный (2) | проводящий (1) | |
честный (1) | ведущий (1) | |
разумный (1) | отвечающий (1) | |
большой (1) | построит (1) | |
порядочный (1) | ||
хороший (1) |
Категория «Главнокомандующий» (11) или «Верховный главнокомандующий», могла бы быть отнесена к устойчивым клише, по аналогии с «Гарантом». Однако, выбор объектов командирских усилий Президента («граждане», «общество») придает ей оттенок авторитарности. «Главнокомандующий» — не только зафиксированный в Конституции статус Президента, но и одно из проявлений востребованной заботы.
«Главнокоман-дующий» (11) | ||
верховный (2) | гражданами (1) | должен быть (1) |
(в) России (1) | стремится (1) | |
корабля (1) | ||
(в) армии (1) | ||
(в) стране (1) | ||
общества (1) |
Достаточно архаичным видится придание Президенту сакрального статуса. «Бог» (9) выступает конечной инстанцией для апелляций граждан, от него же ожидается помощь и участие.
«Бог» (9) | ||
твердый (1) | должен помочь (1) | |
можно обратиться (1) | ||
должен быть (1) | ||
(ему никто) не перечит (1) |
С Президентом связывается «Судьба» (9) «народа» и «страны».
«Судьба» (9) | ||
страны (3) | ||
народа (2) | ||
людей (1) | ||
России (1) |
Важное требование к Президенту — необходимость быть «Личностью» (7), которая сочетает силу с высоким культурным потенциалом.
«Личность» (7) | ||
сильная (1) | ||
культурная (1) |
Сопутствующая характеристика «Ум» (7) в исследуемом контексте соотносится с традиционалистским мотивом «вручения себя». «Ум государства» и «народа» — не столько характеристика высокого интеллекта, сколько результат самоуничижения перед лицом верховной власти.
«Ум» (7) | ||
государства (1) | ||
народа (1) |
Президент — «Рулевой» (7), воспринимаемый не без доли иронии, также принимает ответственность за судьбы «народа» и «страны».
«Рулевой» (7) | ||
народа (1) | ||
«Титаника» (1) | ||
государства (1) | ||
страны (1) |
Наконец, «главный Начальник (6) над страной», не только занимает «ответственную, руководящую Должность (5)», но и сам по себе — «большая, опасная, всеобъемлющая Фигура (5)». Президент — это «Символ (5) России» в целом, «Вождь» (5), соединяющий обязанности «Отца» и функции «Руководителя».