Группа 3. Сопутствующие категории

Сопутствующие категории конкретизируют различные аспекты представлений о Президенте, отражая его функциональные обязанности и ролевые характеристики. В группу сопутствующих попали категории с частотой от 18 до 5 употреблений в базе. Указанный набор включил категории: «Лидер» (18), «Опора» (13), «Забота» (12), «Представитель» (12), «Политик» (12), «Главнокомандующий» (11), «Бог» (9), «Судьба» (9), «Личность» (7), «Ум» (7), «Рулевой» (7), «Начальник» (6), «Фигура» (5), «Должность» (5), «Символ» (5), «Вождь» (5). Как и для значимых категорий, в группе сопутствующих наблюдается некоторое преобладание категорий второго типа.

Категория «Лидер» (18) — устойчивый элемент современного политического дискурса. Употребляется, как правило, с соответствующей характеристикой — «политический». Однако, в исследуемом контексте «Лидер» приобретает несколько иное значение. В семантическом поле категории выделяются традиционалистские характеристики «честный», «большой», что переводит категорию из разряда «современных демократических» в разряд «смешанных».

  «Лидер» (18)  
страны (4) ведет (1) выборный (1)
государства (3)   культурный (1)
организации (1)   честный (1)
    жесткий (1)
    большой (1)

Семантическое поле категории «Опора» (13) еще менее разработано и содержит 4 элемента. За исключением единственной характеристики «большая» категория сопровождается рядом объектных атрибутов. При некоторой неопределенности значения в исследуемом контексте «Опора» относится, скорее, ко второму (традиционалистскому) типу. Действительно, образ «станового хребта государственности» с трудом соотносится с современными демократическими представлениями о функциях главы государства.

  «Опора» (13)  
большая (1) страны (4)  
  народа (2)  
  государства (1)  

Категория «Сила» (12) отличается крайней когнитивной простотой. Ее семантическое поле сворачивается до элементарной констатации, которая отражает противоречивость традиционалистских ожиданий. С одной стороны, «могущество» Президента предполагает его активные действия по защите интересов народа, с другой, это «могущество» не находит выражения в реальных делах.

  «Сила» (12)  
  не может работать (1) могущественная (1)

Категория «Забота» (12) в исследуемом контексте отражает традиционалистское видение функций Президента. Набор атрибутов — объектов «Заботы» конкретизирует эти представления.

  «Забота» (12)  
  (о) людях (4)  
  (о) народе (4)  
  (о) стране (1)  
  (о) благе всех (1)  

Категория «Представитель» (12) в полной мере соответствует представлениям об одной из важнейших функций Президента-политика (первый тип). Дифференцированный набор атрибутов-объектов представительства и соответствующих характеристик помещает категорию в разряд наиболее разработанных.

  «Представитель» (12)  
официальный (1) страны (2)  
лучший (1) народа (2)  
верховной (1) власти (2)  
персональный (1) (в) мире (1)  
  нации (1)  
  общества (1)  
  государства (1)  
  России (1)  
  (за) рубежом (1)  
  интересов (1)  

Семантическое поле категории «Политик» (12) содержит развернутый набор востребованных качеств демократического Президента, среди которых выделяются требования нравственного характера и запрос на высокие интеллектуальные качества.

  «Политик» (12)  
умный (2)   проводящий (1)
честный (1)   ведущий (1)
разумный (1)   отвечающий (1)
большой (1)   построит (1)
порядочный (1)    
хороший (1)    

Категория «Главнокомандующий» (11) или «Верховный главнокомандующий», могла бы быть отнесена к устойчивым клише, по аналогии с «Гарантом». Однако, выбор объектов командирских усилий Президента («граждане», «общество») придает ей оттенок авторитарности. «Главнокомандующий» — не только зафиксированный в Конституции статус Президента, но и одно из проявлений востребованной заботы.

  «Главнокоман-дующий» (11)  
верховный (2) гражданами (1) должен быть (1)
  (в) России (1) стремится (1)
  корабля (1)  
  (в) армии (1)  
  (в) стране (1)  
  общества (1)  

Достаточно архаичным видится придание Президенту сакрального статуса. «Бог» (9) выступает конечной инстанцией для апелляций граждан, от него же ожидается помощь и участие.

  «Бог» (9)  
твердый (1)   должен помочь (1)
    можно обратиться (1)
    должен быть (1)
    (ему никто) не перечит (1)

С Президентом связывается «Судьба» (9) «народа» и «страны».

  «Судьба» (9)  
  страны (3)  
  народа (2)  
  людей (1)  
  России (1)  

Важное требование к Президенту — необходимость быть «Личностью» (7), которая сочетает силу с высоким культурным потенциалом.

  «Личность» (7)  
сильная (1)    
культурная (1)    

Сопутствующая характеристика «Ум» (7) в исследуемом контексте соотносится с традиционалистским мотивом «вручения себя». «Ум государства» и «народа» — не столько характеристика высокого интеллекта, сколько результат самоуничижения перед лицом верховной власти.

  «Ум» (7)  
  государства (1)  
  народа (1)  

Президент — «Рулевой» (7), воспринимаемый не без доли иронии, также принимает ответственность за судьбы «народа» и «страны».

  «Рулевой» (7)  
  народа (1)  
  «Титаника» (1)  
  государства (1)  
  страны (1)  

Наконец, «главный Начальник (6) над страной», не только занимает «ответственную, руководящую Должность (5)», но и сам по себе — «большая, опасная, всеобъемлющая Фигура (5)». Президент — это «Символ (5) России» в целом, «Вождь» (5), соединяющий обязанности «Отца» и функции «Руководителя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: