Технология управления межличностными конфликтами. Какие стратегии управления межличностными конфликтами выделяют на основе концепции американских ученых Р

Какие стратегии управления межличностными конфликтами выделяют на основе концепции американских ученых Р. Блейка и Д. Моутона?

К каждому направлению при управлении межличностными конфлик­тами вам предложены вопросы. Внимательно прочитайте, ответьте на них. А затем сравните свой вариант ответа с авторской точкой зрения.

• Когда стиль уклонения может оказаться походящим?

«Стиль уклонения может оказаться походящим в тех случаях, когда Вы вынуждены общаться со сложным человеком... Этот подход может быть по­лезным также, если Вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что пред­принять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Вместо то­го, чтобы создавать напряженность, стараясь незамедлительно решить про­блему, вы можете позволить себе роскошь отсрочки и можете сознательно уклониться от выбора сегодня»[4].

Часто ли в школе, которую вы окончили, в конфликтных ситуа­циях учителя избирали стратегию уклонения?

Насколько адекватными оказывались их педагогические реакции? Опишите конфликтную ситуацию, в которой выбор стратегии ук­лонения можно рассматривать как проявление профессиональной силы или слабости?

• В чем будет заключаться основное отличие стиля уклонения от сти­ля приспособления?

«Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, однако основное отличие состоит в том, что Вы действуете вместе с другим человеком: Вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой... Когда же Вы применяете стиль уклонения... Вы просто отталки­ваете от себя проблему1».

Почему в отношении к трудным детям бывает столь необходимо приспособление? Приведите примеры.

Опишите конфликт учителя с учащимися, в котором выбор стратегии уклонения был педагогически целесообразным или нецелесо­образным.

• В чем преимущества стиля компромисс?

«Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое... Вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания... обмениваетесь уступками...

Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне... Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудни­чества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих жела­ниях1».

Почему многие учителя не склонны идти на компромисс с учащимися?

Опираясь на школьные наблюдения, опишите конфликтные си­туации, в которых педагогически целесообразным был компромисс.

• Каково отличие стиля сотрудничества от других подходов при разрешении конфликта?

«Стиль сотрудничество требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку вы сначала «выкладываете на стол» нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако если у вас есть время и решение проблемы име­ет достаточно важное для вас значение, то это хороший способ поиска обою­довыгодного результата и удовлетворения всех сторон».

Разделяете ли вы точку зрения американского конфликтолога на то, что сотрудничество требует от учителя более продолжительной работы, чем другие стратегии?

Какие коммуникативные умения необходимы учителю, чтобы использовать стратегию сотрудничества?

Знание сути и последствия способов разрешения конфликтов, знание педагогических стратегий управления межличностными конфликтами позво­ляют учителю ориентироваться в ситуациях и не разрушать отношения меж­ду учителем и учеником, а наоборот, укреплять их, усиливая положительные чувства друг к другу.

Тренинг по анализу конфликтной ситуации и разрешению кон­фликта

Особое значение для педагога приобретает навык быстрого ориентиро­вания в конфликтной ситуации, чтобы найти для данных условий единствен­ный по своей эффективности прием.

Алгоритм анализа конфликтной ситуации:

· причины возникновения конфликтной ситуации;

· позиции участников;

· как был решен конфликт было ли это решение оптимальным, к каким по­следствиям привело;

· какой это конфликт конструктивный или деструктивный; (конструктив­ный - способствуют прояснению позиций, деструктивный - разрушают связи между участникам);

· как Вы повели бы себя в подобной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: