Древнегреческая муза эпоса и красноречия Калиоппа считалась самой главной из девяти муз-покровительниц различных видов искусств. И это, наверное, потому, что подлинное красноречие, доставляя не меньшее удовольствие, чем, к примеру, театр, способно активно влиять на внимающего ему. Давно стало привычным выражение «сила слова», известны поэтические строки В. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена.
Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают известными словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».
Оратору необходимы и специальные способности:
• наблюдательность позволяет правильно и полно воспринимать окружающую действительность, события, факты, выделять в них главное; помогает правильно оценить состояние аудитории и, следовательно, адекватно реагировать на него;
• развитое мышление позволяет оратору логически мыслить, что дает возможность анализировать информацию, проникать в сущность явлений,глубоко, целенаправленно и последовательно излагать тему;
• самостоятельность ума — необходимое качество оратора, которое дает возможность критически относиться к различным источникам информации, выносить свои суждения и оценки на суд аудитории, что всегда вызывает уважение;
• творческое воображение помогает оратору вжиться в ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать о ней;
• способность к сильным эмоциональным переживаниям проявляется в увлеченности темой, экспрессивности изложения, что положительно воздействует на слушателей;
• речевые способности определяют культуру речи оратора, его умение доносить свои мысли ясно, живо, впечатляюще.
Способности — необходимое, но не достаточное условие становления оратора. В человеке, который берет слово, чтобы влиять на других, хотят видеть Личность. Собственно, только Личность и может влиять на других!
Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция. При подготовке к выступлению оратору необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным и обоснованным.
Существуют и общериторические законы, следование которым является непременным условием успеха любого выступления:
• закон гармонизирующего диалога — отношение к речи, как к диалогу, в ходе которого рождается общее видение проблемы;
• закон продвижения и ориентации адресата — такая логическая организация речи, которая помогает слушателям понять основную идею выступления;
• закон эмоциональности речи — проявление эмоционального заинтересованного отношения оратора к предмету;
• закон удовольствия — способ изложения, который доставляет эстетическое удовольствие слушателю. Хорошая подготовка к выступлению избавляет оратора от многих проблем. Подготовка к выступлению начинается с определения и уточнения темы. Любая тема является частью большей проблемы и представляет собой одну из ее сторон. Выбирая тему выступления, следует руководствоваться критериями:
1) вы осведомлены в этом вопросе намного лучше, чем слушатели;
2) то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес;
3) это актуально, значимо для них.
Удачный выбор темы во многом предопределяет успех выступления.
Чтобы выступление достигло цели, задайте себе три вопроса:
1) Кому я буду говорить?
2) Для чего?
3) Что должны уяснить слушатели? Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Найти то, что нужно данным слушателям, — непросто. Назначение выступления в том, чтобы удовлетворить актуальные потребности слушателей и доставить им удовольствие.
В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления:
• проинформировать;
• объяснить;
• заинтересовать;
• убедить;
• переубедить;
• побудить к действию;
• воодушевить и т. д.
Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.
Секреты успешного выступления
Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Она включает в себя помимо основного момента работы над текстом (подбор материала, создание композиции выступления (вступление, основная часть, завершение)) еще и следующее:
1. Организационная подготовка к выступлению.
Важны и размеры зала. Реакция эмоционального заражения быстрее происходит, если слушатели сидят ближе друг к другу. В большом зале связь между сидящими то тут, то там людьми вообще не образуется. Размеры помещения должны соответствовать численности слушателей. А если это не получается, лучше выбрать аудиторию (зал)
поменьше.
Необходимо побывать заранее на месте предстоящего выступления. Попробовать, где лучше расположиться, чтобы видеть всех, сидящих в зале, и самому быть видимым отовсюду. Принято, чтобы лектор располагался на возвышении и был хорошо освещен. Но если для выступления перед небольшой группой слушателей выделили не что иное, как актовый зал, нужно быть готовым к тому, чтобы стать как можно ближе к людям, а им предложить сесть в одном месте.
Выбор дистанции, отделяющей от публики, имеет большое значение: на большом расстоянии наше воздействие ослабевает, трудно ощущать «дыхание» зала; сокращение дистанции приводит к доверительности общения и потому уместно для выступлений на некоторые темы, но надо заботиться о том, чтобы при этом в поле зрения были все.
Выступать за трибуной с речью информационного плана уместно в официальной обстановке. Да и то она удобна только для людей среднего роста. Слишком высокие или низкие выглядят за ней комично.
Несколько слов о костюме для выступления. Главное требование — он должен быть уместен, т. е. соответствовать речевой ситуации, не привлекать особого внимания слушателей, но отличаться некоторой торжественностью, что подчеркнет уважение к аудитории и самому событию.
Заметим также, что все обстоятельства предусмотреть невозможно. Бывает, что приходится быстро принимать решения о том, где расположиться, пользоваться ли техническими средствами и т. д. Успех выступления будет определяться не тем, смог ли оратор «все рассказать», а его способностью найти подход к конкретным слушателям, то есть завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит «для себя», что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.
Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт. Что может мешать установлению контакта? Чаще всего — возникновение барьеров восприятия.
Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства.
Очень важно продумать свой имидж: внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном. Но кому же захочется во что-то вникать «под давлением»?
2. Установление контакта с аудиторией.
Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей. Во всяком случае, подходить к своей теме можно лишь после того, как у слушателей появилось рабочее настроение.
Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт, при котором только и возможно интеллектуальное взаимодействие. Одна из причин появления познавательного барьера — несоответствие уровня подачи материала уровню подготовленности слушателей.
Первая фраза выступления всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным.
Первые фразы, которые произносит оратор для привлечения внимания и установления контакта с аудиторией, называют зачином.
Для привлечения внимания аудитории можно использовать предмет или наглядное пособие.
Зачином может служить шутка или остроумное замечание. Беспроигрышный вариант зачина — обращение к непосредственным интересам слушателей.
Внезапным началом называют такой зачин, когда оратор начинает говорить о своих чувствах. Если его действительно переполняют эмоции, такое начало выступления выглядит вполне естественно, а выражение эмоций всегда привлекает внимание.
Выбор варианта зачина — увлекательная творческая задача.
Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы или сказать что-либо приятное людям.
Здесь, однако, следует избегать банальностей и трафаретов.
Если чувствуете, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.
Обычно введение в тему состоит из одного или нескольких блоков, которые могут сочетаться тем или иным образом:
1. Сообщение о задаче выступления.
2. Разъяснение актуальности и значимости проблемы, которой посвящено выступление.
3. История вопроса.
4. Разъяснение основных терминов предстоящего выступления.
5. Краткий обзор предстоящего выступления или его
план.
3. Способы удержания внимания. Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления.
Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.
Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение, когда аудитория начинает засыпать.
О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.
Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Жесты хороши, когда они естественны.
Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.
В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.
Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если нее оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал. Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов. При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.
Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые освежающие отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.
Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.
Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.
Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.
В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.
4. Завершение выступления.
Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысившего регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибуной или опускают под сцену.
Умелый оратор не только хорошо, убедительно говорит, но и в случае необходимости может дать отпор словесной агрессии своих слушателей, оппонентов или противников. Для этого тоже существуют свои определенные приемы. Конечно, предусмотреть все случаи агрессии просто невозможно, но знание приемов очень часто оказывается полезным и вполне срабатывает.
Словесную агрессию условно можно подразделить на три типа:
1. Каверзные вопросы.
2. Предвзятая критика идеи, предложения, решения, предложенных оратором.
3. Личные нападки на выступающего.