Формирование навыков риторики (ораторского искусства)

Древнегреческая муза эпоса и красноречия Калиоппа считалась самой главной из девяти муз-покровительниц различных видов искусств. И это, наверное, потому, что подлинное красноречие, доставляя не меньшее удоволь­ствие, чем, к примеру, театр, способно активно влиять на внимающего ему. Давно стало привычным выражение «сила слова», известны поэтические строки В. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом мож­но полки за собой повести». Вот почему изучение оратор­ского искусства притягательно во все времена.

Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим осо­бый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаи­вают известными словами Цицерона: «Поэтами рождают­ся, ораторами становятся».

Оратору необходимы и специальные способности:

• наблюдательность позволяет правильно и полно вос­принимать окружающую действительность, события, факты, выделять в них главное; помогает правильно оце­нить состояние аудитории и, следовательно, адекват­но реагировать на него;

• развитое мышление позволяет оратору логически мыс­лить, что дает возможность анализировать информа­цию, проникать в сущность явлений,глубоко, целенап­равленно и последовательно излагать тему;

• самостоятельность ума — необходимое качество ора­тора, которое дает возможность критически относить­ся к различным источникам информации, выносить свои суждения и оценки на суд аудитории, что всегда вызы­вает уважение;

• творческое воображение помогает оратору вжиться в ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образ­но рассказать о ней;

• способность к сильным эмоциональным переживаниям проявляется в увлеченности темой, экспрессивности из­ложения, что положительно воздействует на слушателей;

• речевые способности определяют культуру речи ора­тора, его умение доносить свои мысли ясно, живо, впе­чатляюще.

Способности — необходимое, но не достаточное усло­вие становления оратора. В человеке, который берет сло­во, чтобы влиять на других, хотят видеть Личность. Соб­ственно, только Личность и может влиять на других!

Выступлению оратора предшествует большая предва­рительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция. При подготовке к выступлению ора­тору необходимо знание основ диалектической и формаль­ной логики, чтобы выступление было глубоким по содер­жанию, логически выстроенным и обоснованным.

Существуют и общериторические законы, следование которым является непременным условием успеха любого выступления:

закон гармонизирующего диалога — отношение к речи, как к диалогу, в ходе которого рождается общее видение проблемы;

закон продвижения и ориентации адресата — та­кая логическая организация речи, которая помогает слушателям понять основную идею выступления;

закон эмоциональности речи — проявление эмоци­онального заинтересованного отношения оратора к предмету;

закон удовольствия — способ изложения, который доставляет эстетическое удовольствие слушателю. Хорошая подготовка к выступлению избавляет орато­ра от многих проблем. Подготовка к выступлению начина­ется с определения и уточнения темы. Любая тема явля­ется частью большей проблемы и представляет собой одну из ее сторон. Выбирая тему выступления, следует руко­водствоваться критериями:

1) вы осведомлены в этом вопросе намного лучше, чем слушатели;

2) то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать их интерес;

3) это актуально, значимо для них.

Удачный выбор темы во многом предопределяет успех выступления.

Чтобы выступление достигло цели, задайте себе три вопроса:

1) Кому я буду говорить?

2) Для чего?

3) Что должны уяснить слушатели? Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Найти то, что нужно данным слуша­телям, — непросто. Назначение выступления в том, что­бы удовлетворить актуальные потребности слушателей и доставить им удовольствие.

В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления:

• проинформировать;

• объяснить;

• заинтересовать;

• убедить;

• переубедить;

• побудить к действию;

• воодушевить и т. д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

Секреты успешного выступления

Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Она включает в себя помимо основного момента работы над текстом (подбор материа­ла, создание композиции выступления (вступление, ос­новная часть, завершение)) еще и следующее:

1. Организационная подготовка к выступлению.

Важны и размеры зала. Реакция эмоционального зара­жения быстрее происходит, если слушатели сидят ближе друг к другу. В большом зале связь между сидящими то тут, то там людьми вообще не образуется. Размеры поме­щения должны соответствовать численности слушателей. А если это не получается, лучше выбрать аудиторию (зал)

поменьше.

Необходимо побывать заранее на месте предстоящего выступления. Попробовать, где лучше расположиться, чтобы видеть всех, сидящих в зале, и самому быть види­мым отовсюду. Принято, чтобы лектор располагался на возвышении и был хорошо освещен. Но если для выступ­ления перед небольшой группой слушателей выделили не что иное, как актовый зал, нужно быть готовым к тому, чтобы стать как можно ближе к людям, а им предложить сесть в одном месте.

Выбор дистанции, отделяющей от публики, имеет боль­шое значение: на большом расстоянии наше воздействие ослабевает, трудно ощущать «дыхание» зала; сокращение дистанции приводит к доверительности общения и пото­му уместно для выступлений на некоторые темы, но надо заботиться о том, чтобы при этом в поле зрения были все.

Выступать за трибуной с речью информационного пла­на уместно в официальной обстановке. Да и то она удобна только для людей среднего роста. Слишком высокие или низкие выглядят за ней комично.

Несколько слов о костюме для выступления. Главное требование — он должен быть уместен, т. е. соответство­вать речевой ситуации, не привлекать особого внимания слушателей, но отличаться некоторой торжественностью, что подчеркнет уважение к аудитории и самому событию.

Заметим также, что все обстоятельства предусмотреть невозможно. Бывает, что приходится быстро принимать решения о том, где расположиться, пользоваться ли тех­ническими средствами и т. д. Успех выступления будет определяться не тем, смог ли оратор «все рассказать», а его способностью найти подход к конкретным слушате­лям, то есть завоевать их внимание, вызвать живой инте­рес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит «для себя», что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызо­вет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выс­тупления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сра­зу же найти подход к слушателям, установить с ними кон­такт. Что может мешать установлению контакта? Чаще всего — возникновение барьеров восприятия.

Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспри­нимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положитель­ную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неумест­ного хвастовства.

Очень важно продумать свой имидж: внешний вид, ма­нера держаться, интонация первых фраз должны импони­ровать собравшимся. Способствует этому соблюдение так­та. В деловом красноречии неопытный оратор порой начи­нает выступление решительным, безапелляционным тоном. Но кому же захочется во что-то вникать «под давлением»?

2. Установление контакта с аудиторией.

Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. По­нимая, что это не исключено, нужно заранее узнать об­становку и продумать форму установления эмоциональ­ного контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему на­кануне событию, которое произвело такое впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забав­ной историей. Во всяком случае, подходить к своей теме можно лишь после того, как у слушателей появилось ра­бочее настроение.

Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барье­ры, возникнет ли познавательный контакт, при кото­ром только и возможно интеллектуальное взаимодействие. Одна из причин появления познавательного барьера — несоответствие уровня подачи материала уровню подго­товленности слушателей.

Первая фраза выступления всегда содержит привет­ствие. Оно не должно быть формальным.

Первые фразы, которые произносит оратор для привле­чения внимания и установления контакта с аудиторией, называют зачином.

Для привлечения внимания аудитории можно исполь­зовать предмет или наглядное пособие.

Зачином может служить шутка или остроумное за­мечание. Беспроигрышный вариант зачина — обраще­ние к непосредственным интересам слушателей.

Внезапным началом называют такой зачин, когда ора­тор начинает говорить о своих чувствах. Если его действи­тельно переполняют эмоции, такое начало выступления выглядит вполне естественно, а выражение эмоций все­гда привлекает внимание.

Выбор варианта зачина — увлекательная творческая задача.

Другой беспроигрышный вариант — заговорить о сво­их чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы или сказать что-либо приятное людям.

Здесь, однако, следует избегать банальностей и трафа­ретов.

Если чувствуете, что внимание слушателей завоева­но, можно переходить к введению в тему.

Обычно введение в тему состоит из одного или нескольких блоков, которые могут сочетаться тем или иным образом:

1. Сообщение о задаче выступления.

2. Разъяснение актуальности и значимости проблемы, которой посвящено выступление.

3. История вопроса.

4. Разъяснение основных терминов предстоящего выс­тупления.

5. Краткий обзор предстоящего выступления или его

план.

3. Способы удержания внимания. Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления.

Прежде всего сохранению внимания способствует ло­гическая организация речи (последовательность, непро­тиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ве­дет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает та­кое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совмест­ного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за та­ким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступ­ление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение до­сады и раздражения. Поэтому важнейшее условие под­держания внимания к выступлению — его содержатель­ность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, све­жие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи орато­ра. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и нагляд­ных пособий, художественных средств языка, рациональ­ное сочетание теоретических положений с фактами, пау­зы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словес­ные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффектив­ны, что способны спасти положение, когда аудитория на­чинает засыпать.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иног­да прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызыва­ет несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктив­ным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возникаю­щее, когда оратор увлеченно описывает события, затра­гивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к довери­тельности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному раз­мышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекает внимание, делает выступле­ние зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Жесты хороши, когда они естественны.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональ­ность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позво­ляют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убе­дишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слу­шатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усва­ивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

Оратору, обладающему чувством юмора, не приходит­ся прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если нее оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих бо­тинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал. Во время выступления нередко наступает момент, ког­да внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для моби­лизации внимания существует целый арсенал приемов. При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроиз­вольное внимание. Проще всего изменить звучание го­лоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосред­ственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые освежаю­щие отступления звучат неожиданно и потому позво­ляют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает тол­чок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет сле­дующий. Еще больший эффект дает показ наглядных по­собий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внима­ния. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодит­ся в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.

В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюст­рацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

4. Завершение выступления.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выс­тупление на минуту раньше, чем позже. Если лектор затя­гивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысивше­го регламент, «увозят» на транспортере вместе с трибу­ной или опускают под сцену.

Умелый оратор не только хорошо, убедительно говорит, но и в случае необходимости может дать отпор словесной агрессии своих слушателей, оппонентов или противни­ков. Для этого тоже существуют свои определенные при­емы. Конечно, предусмотреть все случаи агрессии просто невозможно, но знание приемов очень часто оказывается полезным и вполне срабатывает.

Словесную агрессию условно можно подразделить на три типа:

1. Каверзные вопросы.

2. Предвзятая критика идеи, предложения, решения, пред­ложенных оратором.

3. Личные нападки на выступающего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: