- Создание «русских школ» для обучения русской грамоте мастерового люда.
Первая такая школа открылась на корабельных верфях под Воронежом в 1703 г. Когда воронежские верфи потеряли своё значение, школа была закрыта. В 1717 г. «русская школа» была открыта в Петербурге. Половину её учеников составляли «плотниковы дети», чьи отцы трудились на верфях северной столицы. Подобные школы были открыты в Кронштадте, Ревеле.
- Открытие в ряде провинциальных городов 42 «цифирных» школ для обучения грамоте и арифметике детей дворян и чиновников (1714).
На начальной стадии реформ в области образования важную роль в его реорганизации играло духовенство. Именно священникам было поручено организовать деятельность «цифирных» школ, так как духовенство оставалось самым грамотным сословием. К тому времени в России насчитывалось 46 духовных школ. В армии существовали гарнизонные школы.
- Развитие учебной литературы. Издание «Букваря» Ф. Поликарпова (1701), «Арифметики» Л. Магницкого (1703), «Первого учения отрокам» Ф. Прокоповича и др.
|
|
- Становление общеобразовательных учебных заведений. Деятельность гимназии пастора Глюка в Москве (1705-1715), частной школы Ф. Прокоповича в Петербурге для сирот и детей бедных родителей.
- Выпуск массовых ежегодных календарей для населения страны (1708).
- Реформа шрифта (1708) как стимул к разделению светской и церковной книжности. Введение гражданского русского алфавита (1710) и становление гражданской печати.
- Становление газетного дела в России. Появление первой печатной газеты «Ведомости» (декабрь1702 г.).
- Становление книжного дела в России. Открытие государственной книжной лавки в Петербургском Гостином дворе (1714).
- Открытие публичной библиотеки в Петербурге, заложившей основу библиотеки Академии наук (1714).