- Постепенное втягивание России в процесс европеизации при первых Романовых
- Выдающаяся роль личности Петра I в определении сущности и характерных черт культурных преобразований в первой четверти XVIII в.
Особая роль в мотивации петровских преобразований и определении главного направления культурных преобразований в стране «Великого посольства» Петра в Европу (1697-1698).
Характерные черты культурного переворота первой четверти XVIII в.
- Европеизация «сверху» как специфическая черта культурных преобразований.
- Ведущая роль государства в стимулировании и «насаждении» культурных преобразований.
- Резкое ускорение процесса расцерковления русской культуры и формирование её светского пласта.
- Столкновение традиционного и европейско-модернизаторского начал в процессе культурных преобразований в стране как главное противоречие в дальнейшем культурном развитии России. Складывание и противоречивое взаимовлияние «двух культур» – европеизированной культуры «верхов» и традиционно-русской культуры «низов» в процессе формирования дуализма национальной культуры России XVIII- XIX вв.
|
|
Перемены в культурной жизни России петровского времени как фундамент дальнейшего развития национальной культуры в первой четверти XVIII в.
Изменения в бытовой культуре
- Европеизация одежды (введение венгерского или немецкого платья для мужчин и французских и немецких туалетов для женщин) и внешнего вида (бритьё бород, ношение париков) дворян и купцов.
- Европеизация некоторых сторон семейного быта (разрушение патриархально-домостроевских порядков, появление элементов европейского этикета и др.).
- Европеизация форм проведения досуга в дворянском обществе: введение ассамблей (1718), распространение употребления кофе, курения и пр.
- Появление книг, распространяющих в среде молодого поколения знаний о культурных манерах в быту. Издание книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717).
Становление в России светского профессионального образования европейского типа:
- Открытие Навигацкой (1701), Артиллерийской (1701), Инженерной (1712) школ, Медицинского училища (1707) и других учебных заведений.
- Открытие школы переводчиков при Посольском приказе. Расширение практики отправки молодых людей для учёбы за границу.
- Открытие на уральских заводах (по инициативе В. Н. Татищева) горнозаводских училищ для детей мастеровых (1721).