Статьей 33 ЗУ \"Об охране атмосферного воздуха\" предусмотрено, что ответственность за нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха несут лица, виновные в:
- нарушении прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;
- превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников в атмосферный воздух и нормативов предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов стационарных
- превышении нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников;
- выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти в соответствии с законом;
- превышении объемов выбросов загрязняющих веществ, установленных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- несоблюдении требований, предусмотренных разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- осуществлении незаконной деятельности, что отрицательно влияет на погоду и климат;
- внедрении открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также закупки в других государствах и эксплуатации технологического оборудования, транс транспортных средствах и других объектов, которые не соответствуют требованиям, установленным законодательством об охране атмосферного воздуха
- нарушении установленных законодательством правил складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения пестицидов и агрохимикатов, повлекшее загрязненных ния атмосферного воздуха
- проектировании и строительстве объектов с нарушением установленных законодательством норм и требований по охране атмосферного воздуха;
- невыполнении распоряжений и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;
- непредоставлении предусмотренной законодательством своевременной, полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источники загрязнения, а также искажении сведений о состоянии атмосферного воздуха, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, экологическую обстановку, которая сложилась в результате загрязнения атмосферного воздуха
- несоблюдении норм экологической безопасности, государственных санитарных норм при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудований.
В отличие от многих других по ресурсовых законов и кодексов, ЗУ \"Об охране атмосферного воздуха" не показывает вопроса о видах юридической ответственности Вместе с тем, учитывая положения законодательства и практику привлечения к юридической ответственности, надо отметить, что к лицам, виновным в нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, может применяться дисциплинарная, адм инистративна, уголовное и гражданско-правовая (имущественная) ответственвідальність.
распространенным видом юридической ответственности за нарушение экологического законодательства (в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха) является административная ответственность Так, в главе 7 КУоАП - Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны культурного наследия - предусмотрена ответственность за такие нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха:
- нарушение порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или влияния на нее физических и биологических факторов (в 78 КУоАП);
- нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений (в 781 КУоАП);
- несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий и сооружений (в 79 КУоАП);
- выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах (ст. 80 КУоАП);
- эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах (ст. 81 КУоАП)
Косвенно атмосферный воздух выступает объектом посягательства также и при осуществлении самовольного выжигания растительности или ее остатков (в 80 КУоАП), невыполнении требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новой техники, технологий и систем, веществ и материалов (в 911 КУоАПП).
Основными видами наказаний за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха выступают штрафы Сумма штрафов может дифференцироваться в зависимости от статуса субъектов правонарушения (граждане, должностного лица, граждане - субъекты хозяйственной деятельности).
Кроме того, характеризуя юридическую ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, нужно обратить внимание на то, что в 12 ЗУ \"Об охране атмосферного воздуха\" - Запрет ния, временный запрет (остановка) или прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и влияния физических и биологических факторов на его состояние - предусмотрено, что \"хозяйственная или другие виды деятельности, связанные с нарушением условий и требований к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней влияния физических и биологических факторов на его состояние, предусмотренных разрешениями, временно запрещена (остановлена) или прекращена в соответствии с законодательством".
Вместе с тем законодательством не установлено специального порядка ограничения, временного запрета (остановки) или прекращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и влияния физических и биологических факторов на его состояние В этом случае применяется общий порядок ограничения, временного запрета (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае время ими законодательства об охране окружающей природной среды, утвержденный Постановлением ВР Украины36.